УДК 321.8

ОДНОПОЛЯРНЫЙ ИЛИ МНОГОПОЛЯРНЫЙ МИР: БУДУЩАЯ КАРТИНА МИРА

Дробот Елена Валерьевна1, Кутузова Ангелина Олеговна2
1Выборгский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, зав. кафедрой таможенного дела и внешнеэкономической деятельности, канд. экон. наук, доцент
2Выборгский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, студентка 4 курса по специальности «Таможенное дело»

Аннотация
В статье рассматриваются современные международные процессы, характеризующие кризис устройства мира. Авторы рассматривают возможные негативные сценарии для России. В заключении представленная авторская трактовка "многополярности мира".

Ключевые слова: БРИКС, МИНТ, многополярный мир, однополярный мир, экономический кризис


UNIPOLAR AND MULTIPOLAR WORLD: FUTURE WORLD BUILDING

Drobot Elena Valerievna1, Kutuzova Angelina Olegovna2
1Vyborg branch of RANEPA, Head of the customs and foreign economic activity department, PhD in economics, assistant professor
2Vyborg branch of RANEPA, student, 4th grade, Customs speciality

Abstract
Current world processes, characterising world building crisis, are given in the article. The authors give their view on possible negative perspective for Russian economy. In the conclusion we can see authors' version of "multipolar world".

Keywords: BRICS, economic crisis, multipolar world, Unipolar world


Библиографическая ссылка на статью:
Дробот Е.В., Кутузова А.О. Однополярный или многополярный мир: будущая картина мира // Политика, государство и право. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2015/01/2239 (дата обращения: 20.11.2016).

“Арабская весна”, гонка вооружений в Азиатско-Тихоокеанском регионе, украинский кризис, напряженность в отношениях Запада и России, образование “Исламского государства Ирака и Леванта” (террористическая организация, запрещенная в РФ) говорят о возможности смены мирового порядка.

Международные процессы происходят в условиях ограниченности ресурсов, и государствам приходиться прилагать усилия для получения своей части необходимых ресурсов, которые постепенно и неотвратимо сокращаются. Наблюдается закономерность, при которой чем острее стоит дефицит ресурсов, тем интенсивнее меняется мировой порядок. Ресурсный дефицит ведет к встряске системы международных отношений, а достаток, наоборот, создает благоприятные условия для сотрудничества между странами в том или ином виде.

Проблему дефицита государство может решить двумя способами: используя технический прогресс, либо сократив конкуренцию за ресурсы, т.е. устранив претендентов. При этом второй способ эффективен лишь временно, так как не решает качественно проблему и вынуждает, в конце концов, искать все новые ресурсы. Такой процесс поиска, как правило, и представляет собой радикальную смену мирового порядка [1]. Естественно государства просто так не откажутся от своей части ресурсов ради «светлого будущего», что в итоге и ведет к масштабным социальным конфликтам: революциям, войнам, распадом одних государств и созданием на их месте других.

Картина современного устройства мира кажется противоречивой. С одной стороны, отсутствует сильный дефицит ресурсов, из-за которого возможно разжигание глобальных конфликтов и потрясений, чтобы сменить существующий государственный порядок. С другой стороны, существует ряд мощных держав, которые проводя свой политический курс в области безопасности, могут дестабилизировать систему международных отношений. Россия входит в число этих великих держав, но ее положение среди них сегодня достаточно уязвимо: обладание большими политическими ресурсами не гарантируют социально-экономическое развитие страны.

Украинский кризис наглядно демонстрирует сложившуюся ситуацию. Оппоненты используют не столько политические методы, сколько экономические. Они пытаются не допускать Россию к глобальным источникам роста – ресурсам. Рассмотрим неблагоприятные сценарии развития событий.

Первый сценарий – усиление противоречий по ряду вопросов с Западом, увеличение давления на Россию в наиболее важных для нее сферах, отстранение от лидерства на политической арене, изоляция от мировых источников роста и развития. В такой ситуации России будет крайне тяжело выстоять.

Во втором сценарии особенностью являются значительные уступки Западу. Негативные последствия здесь проявляются в том, что возвращение в прежнее состояние будет крайне затруднено, и вряд ли это поможет преодолеть существующие проблемы и не создаст новые.

Оба сценария усугубляют отсталость страны, ведя к серьезным потерям. Мировой порядок сохранится, но уже без прежней роли России. Конечно, такое развитие ситуации не допустимо.

Альтернатива для нашего государства – сохранить самостоятельность, играя сразу на нескольких досках: не обострять до предела конфронтацию с ЕС и США и в то же время не зависеть от отношений с Китаем.

Сближение России и Китая взаимовыгодно для обеих стран, как и в экономическом сотрудничестве, так и в политическом – построении многополярного мира. Одно неотделимо от другого – российско-китайское сотрудничество делает наши страны сильнее как поодиночке, так и вместе, а главное – позволяет добиваться выгодных для нас изменений на мировой арене [2]. Обоим государствам важно устранить однополярность и построить такую систему международных отношений, в которой возможно защищать свои национальные интересы и противостоять евроатлантической экспансии. Между Россией и Китаем нет военного союза, но существует военно-техническое сотрудничество, и проводятся совместные учения. В настоящее время российский и китайский флот могут составить конкуренцию американскому в Южно-Китайском море.

В мое 2014 года «Газпром» и китайская CNPC подписали 30-летний контракт на поставку из России в Китай 38 миллиардов кубометров газа в год по восточному маршруту (трубопровод «Сила Сибири»), а в октябре было заключено соответствующее межправительственное соглашение. По западному маршруту (газопровод «Алтай») предполагается на начальном этапе поставлять 30 миллиардов кубометров газа в год. В будущем планируется построить вторую и третью нитки газопровода, чтобы достичь потенциальной производительности до 100 миллиардов кубометров газа в год.

Говоря о мировых многосторонних форматах, развитие и укрепление БРИКС может стать тем центром силы, с помощью которого Россия будет выстраивать многополярный мир. Российская сторона готовит проекты стратегии экономического партнерства и дорожную карту инвестиционного сотрудничества.

Экономист Джим О’Нил (автор термина «БРИК») предложил еще одну классификацию стран — «страны МИНТ»: Мексика, Индонезия, Нигерия и Турция [3]. Эти государства отличаются высокими демографическими показателями, вследствие которых увеличивается количество трудоспособного населения по сравнению с работающим, чем не могут похвастаться даже страны БРИКС Россия и Китай.

Другое направление внешней политики России – интеграция в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Договор о его создании был подписан 29 мая президентами России, Белоруссии и Казахстана; 10 октября к нему присоединилась Армения. В силу соглашение о ЕАЭС, предусматривающее создание единого экономического пространства, вступит 1 января 2015 года. В дальнейшем в союз планирует вступить и Киргизия.

Говорить о возрождении Советского союза в связи с созданием ЕЭАС некорректно, поскольку формируемый союз — экономический. В отличие от предыдущих стадий интеграции, ЕАЭС делает целью установление единой валютной, макроэкономической политики, единого курса в системе образования, в сфере транспорта, ряда направлений социальной политики и других отраслях. Сегодня в условиях сложной геополитической ситуации этот договор имеет большое значение.

Таким образом, многополярность обретает совершенно новое значение. Теперь под ней понимается наличие нескольких альтернативных ресурсов, а не сосуществование ряда мощных государств, как раньше. Одним из таких источников роста и развития является сама Россия.


Библиографический список
  1. Волки и зайцы. Что ждет Россию в меняющемся миропорядке? [Электрон. ресурс] Режим доступа URL : http://russiancouncil.ru/inner/index.php?id_4=4707#top
  2. От партнерства к альянсу [Электрон. ресурс] Режим доступа URL : http://vz.ru/politics/2014/5/20/687622.html
  3. Страны МИНТ: новые гиганты экономики? [Электрон. ресурс] Режим доступа URL : http://www.geopolitics.ru/2014/02/strany-mint-novye-giganty-ekonomiki/


Все статьи автора «Елена Валерьевна Дробот»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: