УДК 351:327.7

К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВНЫХ ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ И ДЕКЛАРАЦИЙ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ

Михайличенко Юлия Владимировна
Национальный университет имени Тараса Шевченко
кандидат педагогических наук

Аннотация
В статье ретроспективно рассмотрены основные этапы формирования системы международных договоров и деклараций в области защиты законных прав и интересов детей. При этом подчеркнуто, что основополагающие принципы международной защиты прав ребенка неразрывно связаны с аналогичными принципами отстаивания прав человека. Внимание акцентируется на реализации прав детей на международном и европейском уровне, анализируются ключевые документы соответствующего уровня последних лет.

Ключевые слова: Конвенция ООН о правах ребенка, права детей, социализация детей., социальная работа с детьми


TO A QUESTION ABOUT THE MAIN STAGES OF THE SYSTEM OF INTERNATIONAL TREATIES AND DECLARATIONS IN THE FIELD OF CHILDREN'S RIGHTS

Mikhailichenko Yulia Volodymyrivna
Taras Shevchenko National University
Ph.D. in Pedagogical Sciences

Abstract
The article retrospectively reviewed the main stages of the formation of a system of international treaties and declarations on the protection of the legitimate rights and interests of children. At the same time stressed that the fundamental principles of the international protection of children's rights is inextricably linked to the same principles of human rights. Focuses on the realization of children's rights at the international and European level, reviewed the key documents of the corresponding level in recent years.

Keywords: children's rights, social work with children, the socialization of children, the UN Convention on the Rights of the Child


Библиографическая ссылка на статью:
Михайличенко Ю.В. К вопросу об основных этапах формирования системы международных договоров и деклараций в области защиты прав детей // Политика, государство и право. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2015/02/2402 (дата обращения: 01.05.2017).

Проблема соблюдения законных прав и свобод детей, обеспечение надлежащих условий для их успешной социализации и полноценного всестороннего гармоничного развития признана мировым сообществом одной из важнейших социальных проблем современности. Обзор исторического пути формирования и совершенствования организационно-правовых норм практических механизмов защиты интересов детей и несовершеннолетних на мировом уровне свидетельствует об особо плодотворной роли в этом процессе наиболее развитых стран Европы.

Первым европейским международным правовым актом по защите прав и интересов детей считается утвержденная Лигой Наций 26 сентября 1924 года Женевская декларация прав ребенка (Geneva Declaration of the Rights of the Child). Этот исторический документ впервые признал и подтвердил существование конкретных прав детей и ответственность взрослых по отношению к детям, с тех пор ребенок стал объектом международно-правовой защиты [3, с. 16].

После окончания II Мировой войны была создана Организация Объединенных Наций. Важнейшим среди первых принятых ею международных документов стала утверждения в декабре 1948 Всеобщая декларация прав человека (Universal Declaration of Human Rights). Ее 25 статья подчеркивает, что детство дает особое право на приоритетное попечение и помощь. В ней особо подчеркивается, что все дети должны иметь одинаковую социальную защиту. Впоследствии, в развитие Всеобщей декларации прав человека был принят ряд других документов, которые конкретизировали и детализировали пути реализации некоторых ее концептуально-программных положений о социальном положении детей и защиты их от насильственного и жестокого обращения со стороны взрослых, в том числе родителей.

Особое место среди них занимает утвержденная в ноябре 1959 года Генеральной Ассамблей ООН Декларация прав ребенка (Declaration of the Rights of the Child). В преамбуле данного документа подчеркивается, что каждый ребенок с рождения нуждается в особой охране и заботе со стороны государств, включая и должную правовую защиту.       Декларация состоит из 10 лаконичных статей или концептуальных  положений, которые требовали государственные органы стран, их правительства и местные власти, неправительственные организации и, разумеется, биологических и социальных родителей, признать изложенные в документе права и свободы детей и стремиться к полному их соблюдению.

Несмотря на масштабность и многоаспектность нормотворческой международной деятельности в сфере защиты прав несовершеннолетних, к концу 70-х годов XX-го века специалисты пришли к выводу, что действующие в то время нормы защиты прав детей уже не соответствовали качественно новым требованиям постиндустриального общества. К тому же были выработаны новые подходы к трактовке самой концепции прав ребенка и методам их защиты. Время требовало единого международного документа, который бы гармонично соединял в себе лучшие достижения предыдущего опыта нормотворчества и современные представления о составляющих процесса всемерной  защиты законных прав детей.

В 1979 году ООН утвердила состав специальной межведомственной группы специалистов для подготовки проекта такого объемлемого и развернутого документа. Восемь лет спустя соответствующий документ был согласован, и в ноябре 1989 года 44-я сессия Генеральная Ассамблея ООН практически единогласно проголосовала за утверждение Конвенции о правах ребенка (Convention on the Rights of the Child). Этот международный правовой документ, комплексно закрепляющий право детей на образование, гуманное воспитание, защиту от насильственного и жестокого обращения со стороны взрослых, на доступ к достижениям культуры, на отдых, стал первым и главным международно-правовым базовым документом, в котором права ребенка зафиксированы на уровне действующего права. В нем ребенок впервые классифицируется не только как объект, требующий особой социальной защиты, но и как полноценный субъект права, которому присущ весь спектр прав и свобод дееспособного человека [7, с.19].

После ратификации Конвенции 20  наиболее развитыми странами  мира 2 сентября 1990 она была признана вступившей в  действие.

Конвенция о правах ребенка достаточно развернуто  реализует так называемый “принцип трех П” (от первых букв английских терминов participation, protection, provide – участие, защита, обеспечение). Она гарантирует участие детей, в соответствии с их возрастом и степенью зрелости, в событиях в семье и обществе, которые связаны с их судьбой, в том числе  в судебных процессах по вопросам усыновления. Конвенция обеспечивает права защиты детей от любых видов жестокого обращения, насилия, иных аномальных действий, нарушающих их законные права [1, с. 20].

Конвенция о правах ребенка содержит  четкий механизм комплексного мониторинга реализации государствами обязательств в сфере защиты прав детей. Все государства, которые ратифицировали Конвенцию или иным способом имплементировали ее нормы в свое законодательство, согласно Уставу ООН несут ответственность за выполнение регламентированных ею прав и свобод детей. Динамика изменений национальных уровней ее соблюдения находится под постоянным наблюдением Комитета ООН по правам ребенка, созданного в 1991 году в соответствии с требованиями статьи 43 Конвенции. Комитет представляет коллегиальный орган, который тайным голосованием избирается на четырехлетний срок в составе десяти независимых экспертов, отличающихся высокими моральными качествами и высокой профессиональной  компетентностью в области теории и практики защиты детей.

Правительства государств, ратифицировавших Конвенцию, согласно ст. 44, обязаны направлять  в Комитет через Генерального секретаря ООН доклады об осуществленных ими мерах по реализации определенных в Конвенции прав детей и прогресс, достигнутый в процессе теоретической и практической реализации этих прав.  По истечении  двух лет после вступления Конвенции в силу для данного  государства – начальный доклад, а затем раз в последующие пять лет – периодический доклад. Кроме того, правительства отчитывающихся стран должны предоставлять письменные ответы на так называемые дополнительные вопросы, которые формулирует комитет. На основе рассмотренных докладов и ответов правительств комитет вносит предложения и дает официальные рекомендации правительствам стран о дальнейших  путях реализации целей, определенных  Конвенцией ООН по правам ребенка, обычно в форме так называемых “заключительных замечаний” (concluding observations).

В процессе подготовки таких докладов, для отображения максимально  полной и объективной  картины о реальном положении дел в области соблюдения прав детей и несовершеннолетних в каждой конкретной стране,  в соответствии с  Конвенцией  ООН о правах ребенка, члены комитета проводят консультации со специализированными международными организациями. Такими, в частности, как Всемирная организация здравоохранения, Международная организация труда, ЮНИСЕФ  и другими [5, с. 43].

Предметом особого внимания членов комитета является также мониторинг  выполнением странами приложений к Конвенции – Факультативных протоколов. Таких, как Факультативный протокол о вопросах  торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (Optional Protocol to the Convention on the Rights of the Child on the sale of children, child prostitution and child pornography);  участия  детей в вооруженных конфликтах (Optional Protocol on children in armed conflict); о правах ребенка, относительно процедуры сообщений (Optional Protocol to the Convention on the Rights of the Child on a communications procedure). Причем при  их рассмотрении особое внимание уделяется альтернативным докладам, предоставленным независимыми общественными неправительственными организациями стран, правительства которых отчитываются Комитету ООН. А также выводам Специального докладчика ООН по вопросам торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (Special Reporter UN on the sale of children, child prostitution and child pornography). Этот пост был введен в 1990 году резолюцией Комиссии Организации Объединенных Наций по правам человека, которая предоставляет Специальному докладчику мандат на изучение уровня благосостояния и проблем детей в отдельных странах мира. На основе своих надзорных полномочий Специальный докладчик готовит Генеральной Ассамблее, Комиссии по правам ребенка ООН и правительствам стран соответствующие доклады и рекомендации по дальнейшему совершенствованию национальных законодательств и практических механизмов защиты прав детей.

Три раза в год члены Комитета по правам детей собираются в Женеве на специальные, открытые для общественности сессии для рассмотрения представленных  правительственных отчетов о реализации ключевых положений Конвенции. Выработанные в ходе ее заседаний  заключительные замечания и рекомендации,  тиражируются, распространяются и становятся основой для поиска новых способов дальнейшего улучшения жизни детей на национально-региональном  уровне отчитывающихся стран, и их защиты от жестокого обращения. Результативность  деятельности Комитета можно оценить по принятию и совершенствованию национальных законов о защите прав детей, а также по созданию странами специализированных подразделений и учреждений, для которых защита прав детей является приоритетным и доминирующим направлением их деятельности.

Конвенция о правах ребенка стала отправным моментом и дала  мощный толчок для разработки как регионально-локальных аналогичных  конвенций о правах ребенка.  В январе 1996 года Советом Европы  была утверждена  Европейская конвенция о правах ребенка (European Convention on the Exercise of Children’s Rights), в ноябре 1999 под эгидой  Организации африканского единства  была принята Африканская  хартия прав и благополучия детей (The African Charter on the Rights and Welfare of the Child),  иные  акты.  Такие, в частности, как Гаагская конвенция 1993 года, или Конвенция о защите прав  детей и сотрудничестве в проблемах иностранного усыновления (Convention on Protection of Children and Co-operation in Respect of Intercountry Adoption);  Конвенция  о юрисдикции, праве, которое применяется, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер защиты детей (Convention on Jurisdiction, Applicable Law, Recognitions, Enforcement and Co-operation in Respect of Parental Responsibility and Measures for the Protection of Children) от 1996 года; Конвенция о контактах, связанных с детьми (Convention on contact concerning children) от 2003 года и ряд других.

Утвержденный в 1990 году на Всемирной встрече на высшем уровне  в интересах детей План действий по реализации  Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей (World Declaration on the Survival, Protection and Development of Children),  направлен на решение  конкретных задач.  На улучшение условий жизни детей и повышения их способности на выживание с помощью улучшения медицинского обслуживания; сокращение распространения заболеваний, поддающихся профилактике; защиту  от любых форм насилия, в том числе и в семье; создание более благоприятных условий   для получения детьми образования. Выполнение  Плана действий Всемирной встречи на высшем уровне в интересах детей постоянно контролируется   подразделениями ООН.

Весомый вклад в дело защиты прав детей вносит  и Европейский суд по правам человека (European Court of Human Rights). В частности, в 1998 году он рассматривал положение дел с защитой детей от телесных наказаний. В принятом решении подчеркивалось, что принципиальные аспекты ответственности государств по защите ребенка должны распространяются и на семью [6. с. 27].

Большое внимание вопросам защиты детей от любых форм насилия уделяет Европейский комитет по социальным правам (European Committee of Social Rights). Комитет считает неприемлемым, чтобы общественность, запрещающая все формы физического насилия по отношению к  взрослым, мирилась с таким  насилием  в отношении детей.  По мнению членов  Комитета, все формы унижающего  детей наказаний или жестокого обращения с ними, несовместимые с положениями Конвенции ООН о правах ребенка, должны быть не только законодательно запрещены, но и оборачиваться  для их нарушителей общественно-правовыми, административными или уголовными санкциями [8, с. 158].

В июне 2004 года Парламентская ассамблея Совета Европы приняла рекомендацию, которая призывала к запрету телесных наказаний детей повсеместно в Европе (A Europe-wide Ban on Corporal Punishment of Children). Ведь  в законодательстве многих странах до тех пор сохранялись  положения, которые оправдывали посягательства на личность под видом мер воспитательного плана, а именно так называемого “разумного наказания”, как это сформулировано в английском Общем праве [2. с. 43]. Однако, как показал ряд комплексных проверок, осуществленных по поручению Парламентской ассамблеи Совета Европы, телесные наказания в то время не были запрещены на законодательном уровне в учреждениях для малолетних правонарушителей минимум в 60 странах мира [4, с. 21].

Поэтому  в статье 26  “Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций” (United Nations Millennium Declaration) особенно подчеркивалась важность и в дальнейшем направлять усилия международного сообщества на поощрение ратификации и максимальное осуществление странами требований Конвенции о правах ребенка и факультативных протоколов к ней.

В мае 2002 года на 27-й  Сессии Генеральной Ассамблеи ООН была утверждена резолюция S-27/2 “Мир, благоприятный для детей” (A World Fit for Children). Этот итоговый документ сессии определил наиболее перспективные и  приоритетные направления деятельности в области защиты детей.  Значительное место в резолюции уделено вопросу защиты прав несовершеннолетних. Дети, подчеркивается в резолюции, должны  иметь реальное  право на защиту от всех форм жестокого обращения, эксплуатации и насилия.

27 -я сессия ООН признала, что актуальной социальной проблемой мирового масштаба, решение которой требует скоординированных действий международного сообщества на современном этапе, остается также борьба с такой специфической формой жестокого обращения с детьми, как эксплуатация детского принудительного труда на регулярной основе.

Однако,  несмотря на все усилия, направленные на отстаивание  прав ребёнка, безусловный прогресс и успехи в этом направлении, дети по-прежнему остаются наиболее уязвимыми членами сообщества, и проблема их защиты остается весьма актуальной.


Библиографический список
  1. Институт уполномоченных по правам ребенка: сб. основных сведений по важнейшим проблемам в области прав ребенка, ЮНИСЕФ. – М. : ЮНИСЕФ, 1997. – 20 с.
  2. Информационный документ ООН „Насилие дома и в семье” : Regional Consultation for the UN Study on Violence Against Children, 5–7 July 2005. – Ljubljana, Slovenia, 2005.  – 221 с.
  3. Калинкина М.Ю. Международные документы в интересах детей и молодежи: особенности правовой защиты // – М.,  Вопросы ювенальной юстиции, 2008,  № 3. С. 16 – 19.
  4. Насилие и его влияние на здоровье : докл. о ситуации в мире / под ред. : Этьенна Г. Круга, Линды Л. Дальберг, Джеймса А. Мерси. – М. : Изд-во  „Весь Мир”, 2003.  – 367 с.
  5. Barnen R. Children’s Ombudsmen and the Promotion of Children’s Rights / Radda Barnen. – Stockholm, 1996. – 98 р.
  6. European Committee of Social Rights, Introduction to Conclusions XV–2, 1 January 2007.  – 27 р.
  7. Convention on the Rights of the Child. U. N. General Assemble : Document A/RES/44/25 (12 December 1989). – 19 р.
  8. Humphreys C. Domestic Violence and Child Protection: Directions for good practice / Humphreys C and Stanley N. – London : Jessica Kingsley Publications Ltd, 2006. – 243 р.


Все статьи автора «Михайличенко Юлия Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: