Статья 93 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) закрепляет право участников общества с ограниченной ответственностью (далее – ООО) на выход из общества в любое время, и не ставит данное право в зависимость от согласия остальных его участников, обуславливая только наличием письменного заявления о принятом решении.
В случае подачи заявления о выходе из состава участников, общество обязано в двухмесячный срок произвести в своих учредительных документах соответствующие изменения и дополнения и осуществить государственную регистрацию в связи с изменением состава участников [1 - п.22].
В случае несоблюдения этого требования, согласно п.1 ст. 23.64 КоАП, ответственное должностное лицо (руководитель, учредитель) подлежит ответственности в виде штрафа в размере до 50 базовых величин.
Судебная практика подтверждает и тот факт, что выход участника из общества не обуславливает ни принятие решения общим собранием участников общества, ни внесение изменений в уставные документы, ни государственная регистрация, обосновывая это пунктом 3 статьи 48 ГК, согласно которому подобные изменения обретают юридическую силу для третьих лиц [2 - ч.5 п.32].
Довольно спорный вопрос касается возможности реализации своего права выхода из общества оставшимся единственным участником. Согласно мнению некоторых исследователей, статья 93 ГК закрепляет право выхода любого из участников, в том числе и последнего. В то же время обращается внимание на несправедливость в подходе, согласно которому право выхода последнего участника ограничивалось бы. В ином случае, это означало бы, что права участников различаются и зависят от срока их реализации, что стало бы причиной такой ситуации, когда один из участников не успел подать заявление о выходе из общества вовремя и это спровоцировало уменьшение его объема прав, в то время как объем обязанностей бы стал больше в связи с изменением состава участников.
Исходя из вышеуказанного, напрашивается вывод о том, что в изложенном подходе наблюдаются противоречия с действующим законодательством.
Согласно п.2 ст. 91 ГК, в том случае, когда в ООО остается один участник, то общество имеет право преобразоваться в общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество, в товарищество или кооператив, или же в унитарное предприятие. Следует заметить, что, вышеуказанная статья, закрепляет лишь право на преобразование, а не обязанность.
Таким образом, пока не принято соответствующее решение о преобразовании и последующей регистрации унитарного предприятия – правопреемника общества, оно осуществляет свою деятельность с одним участником.
Но, в то же время, п.2 статьи 87 ГК, запрещает обществу с ограниченной ответственностью иметь одного участника.
Как уже писалось выше, статья 93 ГК закрепляет право любого участника общества на выход из него, но каких либо исключений, в случае, когда в обществе остается один участник, не устанавливает.
Важно заметить, что праву участника на выход из состава общества корреспондирует обязанность этого общества о внесении соответствующих изменений в учредительные документы.
Чтобы внесенные изменения в учредительных документах приобрели силу для третьих лиц, согласно ст. 48 ГК, их следует зарегистрировать в соответствующих государственных органах. Несоблюдение данных требований, а именно, невнесение соответствующих изменений в учредительные документы и отсутствие их регистрации, создает ситуацию, в которой участник, подав заявление о выходе, и далее числится в составе участников общества и учитывается в ЕГР как участник данного общества. Подобная ситуация может привести к негативным последствиям.
В качестве примера, можно привести следующую ситуацию, когда участник, который подал заявление о выходе из общества, считает, что с этого момента (или иной даты, которую он установил в заявлении) он является свободным от отношений с данным обществом и имеет возможность участвовать в деятельности и создавать другие юридические лица. Но, приняв решение о создании нового предприятия, и обратившись в соответствующий регистрирующий орган, в заявлении о регистрации он не указывает, что является участником какого-либо общества, совсем не подозревая, что общество, заявление о выходе из которого им было ранее подано, не внесло необходимые изменения в учредительные документы и не зарегистрировало их. Но если выяснится, что данное общество в настоящее время проходит процедуру банкротства, то данный факт говорит о том, что в заявлении о регистрации «нового» предприятия были указаны несоответствующие действительности сведения (информация), что, согласно п. 26 Декрета, дает основания для привлечения этого участника к ответственности.
Одним из негативных последствий несоблюдения процедуры выхода участника из состава общества этим же обществом может стать ситуация, когда старый участник примет решение о поступлении на государственную службу. Ст. 22 Закона РБ от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» содержит перечень ограничений для поступающих на государственную службу. В одном из таких ограничении содержится запрет осуществлять предпринимательскую деятельность или принимать участие в подобной деятельности лично или через третьих лиц.
В то же время, учитывая свободное право на выход из общества любого участника, может возникнуть проблема, когда, например, в обществе остается только два участника, и они оба принимают решение подать заявление о выходе.
Представляется ли возможным выполнение обязательств обществом, которые предусматривают регистрацию изменений в учредительных документах в случае подобного изменения состава участников? Обращаясь к судебной практике, приходим к выводу о том, что такая возможность нереализуема.
Выше изложенное приводит к выводу о целесообразности во внесении исключения в законодательство для ООО, которые имеют только двух участников: соответственно считать моментом выхода участника не дату написания им заявления (подачи) или дату, которая была им указана в этом заявлении, как дата выхода (ч.2 ст. 103 Закона), а дату, в которую общее собрание участников, в связи с поступлением заявления одного из участников о выходе, приняло решение о дальнейших юридических последствиях для общества.
Библиографический список
- О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования: Декрет Президента Респ. Беларусь от 16 янв. 2009 г., № 1 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.
- О некоторых вопросах рассмотрения дел с участием коммерческих организаций и их учредителей (участников): Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь 31.10.2011г. №20: в ред. Постановления Пленума Высш. Хоз. Суда Республики Беларусь от 30.04.2013 г. // Эталон 6.0 – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015