УДК 343.85

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Чернова Эльвира Рамилевна
Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета
доцент кафедры теории и истории государства и права, кандидат юридических наук

Аннотация
В статье рассматриваются особенности правового регулирования профилактики безнадзорности несовершеннолетних в России на современном этапе. Отмечено, что в целях профилактики и борьбы с безнадзорностью и беспризорностью приняты Федеральные программы развития образования, нормативные акты, а в каждом субъекте существует свой комплекс мер, рекомендуемых для органов управления образованием регионального и муниципального уровня, образовательных учреждений.

Ключевые слова: безнадзорность, безнадзорнось несовершеннолетних, беспризорность


LEGAL REGULATION OF PREVENTION OF NEGLECT OF MINORS IN MODERN RUSSIA

Chernova Elvira Ramilevna
Sterlitamak Branch of Bashkir State University
Associate Professor of Theory and History of State and Law

Abstract
In article features of legal regulation of prevention of neglect of minors in Russia at the present stage are considered. It is noted that for prevention and fight against neglect and homelessness Federal programs of a development of education, regulations are accepted, and in each subject there is the package of measures, recommended for governing bodies of formation of regional and municipal level, educational institutions.

Библиографическая ссылка на статью:
Чернова Э.Р. Правовое регулирование профилактики безнадзорности несовершеннолетних в современной России // Политика, государство и право. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2015/09/3417 (дата обращения: 29.04.2017).

Российская Федерация является социальным государство, что означает ведение социальной политики, формирование условий, которые обеспечивали бы каждому человеку достойную жизнь, свободное развитие. Дети являются будущим каждого государства, поэтому забота о формировании и развитии их личности признается целью всего общества.

В настоящий момент профилактика и борьба с безнадзорностью, беспризорностью, асоциальным  и неправомерным поведением несовершеннолетних имеет особое значение. Принимаются Федеральные программы развития образования, концепции о модернизации образования, нормативные акты, регулирующие сферу воспитания безнадзорных несовершеннолетних и иные документы.

Одним из основных нормативных актов, который осуществляет регулирование профилактики в отношении несовершеннолетних, является Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [1] (далее – Федеральны закон № 120-ФЗ).

Данный акт сформировал правовую основу деятельности, которая имеет своей целью предупреждение преступлений и правонарушений лиц, которые не достигли восемнадцати лет. Также, необходимо отметить, что данный закон является первым федеральным законом, который регулирует предупредительную деятельность в целом.

Достоинствами данного Закона является логически выстроенная, четкая и продуманная система принципов, на которых и будет основываться деятельность учреждений и органов, которые занимаются профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних согласно ч. 2 ст. 2 данного Федерального закона. Реализация принципов осуществляется с помощью задач, которые указываются в ч. 1 ст. 2 данного закона.

Ст. 4 Федерального закона № 120-ФЗ закрепляет перечень учреждений и органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Подробнее о деятельности органов говорится в главе 2.

Новым в данном законе является то, что в нем обращено внимание правовому статусу несовершеннолетних, в отношении которых и производится профилактическая работа, а также обеспечению защиты из прав. Согласно ст. 5 существует исчерпывающий перечень категории лиц, с которыми может производиться индивидуальная профилактическая работа. В ст. 8 оговариваются права данных лиц при проведении индивидуальной профилактики, а в ст. ст. 6, 7 указывают на основания и сроки соответственно [1].

Одной из особенностей Федерального закона № 120-ФЗ – это включение процессуальных правил производства по материалам о помещении несовершеннолетних, которые не подлежат уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа согласно главе 3 данного закона.

В ст. 22 Федерального закона № 120-ФЗ содержится понятие Центров Временной Изоляции Несовершеннолетних Правонарушителей (далее – ЦВИНП). Данный Центр занимается индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними, выявляет причины, обстоятельства, условия, которые тем или иным образом способствовали совершению преступлений, а после чего информирует о проведенной работе органы внутренних дел. Центр также должен проводить круглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних для защиты их жизни, здоровья, с одной стороны, и предупреждения повторных правонарушений, с другой. Центр также должен доставлять несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

Необходимо отметить, что в данные Центры могут быть доставлены только определенные категории несовершеннолетних. Это будут:

1. направленные туда по приговору или постановлению суда;

2. самовольно покинувшие специальные учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

3. временно ожидающие рассмотрения судом вопроса о размещении их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

4. несовершеннолетние, которые совершили преступление до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за данное общественно опасное деяние, если существует необходимость обеспечить защиту здоровья или жизни соответствующего несовершеннолетнего, либо предупредить совершение данным несовершеннолетним совершение повторного преступления, если их личность не установлена, либо у них нет места жительства, пребывания;

5. несовершеннолетние, которые совершили административное правонарушение, до достижения возраста административной ответственности, если их личность неизвестна, либо они не имеют места жительства, пребывания, либо совершили правонарушение на территории иного субъекта, либо если они находятся в отдаленности от родителей или законных представителей.

6. несовершеннолетние, которые совершили административное правонарушение, если их личность не определена, либо они не имеют места жительства, пребывания, либо они не проживают на территории субъекта, где совершили правонарушение, либо если они находятся в отдаленности от родителей или законных представителей.

В ч. 3 ст. 22 Федерального закона № 120-ФЗ содержатся основания для помещения несовершеннолетних, совершивших правонарушение, в центры временного содержания. Ими будут являться приговор суда или постановление судьи.

Проблемой в сфере безнадзорности несовершеннолетних можно выделить ситуацию с помещением детей в ЦВИНП. Если несовершеннолетний подпадает под ст. 13 Федерального закона № 120-ФЗ, то он может быть направлен в специализированный орган социальной защиты населения, например, в социальный приют, центр помощи детям, которые остались без попечения родителей, социально-реабилитационные центры. Обычно это дети, которые по определенным причинам ушли из дома, детских домов, школ-интернатов и некоторые иные категории [1].

Основной проблемой является то, что в ст. 22 Федерального закона № 120-ФЗ не прописано регулирование порядка опротестования и обжалования постановления судьи о помещении несовершеннолетнего в Центр. Данный пробел может привести к нарушению прав несовершеннолетних, которые не имею возможности самостоятельно обжаловать судебное решение. В подавляющем большинстве родители либо не имеют необходимых знаний для этого, либо не интересуются судьбой ребенка. Именно поэтому в настоящий момент существует мнение о необходимости внести изменение в ст. 22 Федерального закона № 120-ФЗ и добавить 10-дневный срок обжалования постановления судьи о помещении несовершеннолетнего в Центр. Данный срок используется в ст. 30 Федерального закона № 120-ФЗ для обжалования постановления судьи о помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа [2, с.26].

Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закрепляет положения, которые обеспечивают приоритетную защиту интересов детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей в области здравоохранения, образования, трудоустройства, право на жилье, но его положения не исполняются [3]. Например, право детей на жилье часто не соблюдается. В субъектах Российской Федерации низка активность органов опеки и попечительства. Их деятельность вопреки требованиям статьи 123 Семейного кодекса Российской Федерации сведена в основном к тому, что дети подыскиваются для тех граждан, которые сами обратились с просьбой об усыновлении ребенка [4].

В настоящий момент можно говорить об активизации и повышении эффективности работы региональных органов, направленных на профилактику безнадзорности и преступности несовершеннолетних. Этому способствовало исполнение необходимых мер, которые содержатся в Постановлении Правительства Российской Федерации «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 год» от 13 марта 2002 г. № 154 [5].

Можно сказать, что в России постепенно идет процесс модернизации и усовершенствования профилактики безнадзорности, преступности и беспризорности несовершеннолетних. На законодательном уровне четко закреплена компетенция учреждений и органов системы образования в области проведения профилактики безнадзорности. Именно система образования является базовой структурой в осуществлении данной деятельности, профилактика перестала перекладываться на иные органы. Но необходимо отметить, что в настоящий момент остается некоторое нежелание у образовательных учреждений заниматься «трудными» детьми, поэтому данную сферу необходимо в дальнейшем улучшать.

В каждом субъекте существует свой комплекс мер, которые рекомендуемы для органов управления образованием регионального и муниципального уровня, образовательных учреждений в сфере проведения профилактики. Налажена эффективная работа системы учета и выявления несовершеннолетних, которые систематически пропускают занятия в образовательных учреждениях по неуважительным причинам. Это мера направлена на обеспечение получением каждого несовершеннолетнего основного общего образования [6, с.25]. Образовательные учреждения должны осуществлять профилактику безнадзорности несовершеннолетних исходя из того, что существуют определенные требования, указывающие на обязательность основного общего образования каждым несовершеннолетним до достижения пятнадцати лет.

Необходимо отметить, что специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа имеют большое значение для преодоления социальной и школьной дезадаптации несовершеннолетними. Данные учреждения являются перспективными реабилитационными учреждениями для несовершеннолетних, у которых возникают определенные проблемы с воспитанием, обучением, поведением, развитиям и социальной адаптацией. Подростки должны быть помещены в данные учреждения своевременно, именно тогда они смогут получить комплексную помощь, и будет исполнена задача по предупреждению правонарушений [7,с.5].

Специальные учебно-воспитательные учреждения должны оказывать несовершеннолетним медицинскую, психологическую, социальную помощь и реабилитацию, куда относится коррекция поведения, создание необходимых условий для получения данными детьми образования, профессиональной подготовки, адаптация в обществе. После проведения в 2001 г. заседания Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних  при  Правительстве  Российской Федерации количество подобных учреждений стало увеличиваться. Для улучшения реабилитации несовершеннолетних было принято решения о разновозрастном и разнополом воспитании и содержании [8, с.46].

Необходимо и в дальнейшем развивать оказание специализированной помощи в специальных учебно-воспитательных учреждениях  закрытого типа несовершеннолетним, которые имеют легкие формы умственной отсталости и совершили правонарушение.

Перспективным направлением является увеличение числа  специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, а также улучшение их финансирования. Не все субъекты и муниципальные образования используют данные учреждения, хотя они являются эффективной мерой в борьбе с безнадзорностью несовершеннолетних. Расширение возможностей данных специализированных учреждений тесно связано наличием средств на оплату содержания в них несовершеннолетних. Одним из выходов из данной ситуации является совместное финансирование несколькими субъектами одного общего специализированного учреждения закрытого типа. Иначе возникает ситуация, при которой несовершеннолетние, которые совершили общественно опасные деяние, не могут получить реабилитационную помощь, нужную им в соответствующий момент. Это влечет совершение повторных, либо более серьезных и опасных деяний.

Одним из необходимых направление усовершенствования профилактики безнадзорности несовершеннолетних является привлечение к работе с ними квалифицированных кадров. Нехватка кадров объясняется низкой оплатой труда и самой сложностью работы с «трудными» детьми. Педагоги, психологи, медицинские работники, занимающиеся профилактикой и реабилитацией безнадзорности несовершеннолетних должны иметь хороший стимул для лучшего исполнения своих трудовых обязанностей.

Еще одним направлением усовершенствования профилактики является система постинтернатной адаптации выпускников специальных учреждений. Данная система должна действовать четко, отлажено и эффективно. Она должна вести к сохранению и дальнейшему развитию реабилитационного потенциала несовершеннолетнего, который он обрел во время нахождения на реабилитации в специализированном учреждении [9, с.68]. Также данная система должна помогать в профилактики рецидивных правонарушений, которые могут совершаться из-за отсутствия психологической, социальной и правовой поддержки.

Необходимо заметить, что Федеральный закон № 120-ФЗ, Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ не контролируют данную ситуацию и не учитывает всю реабилитационную направленность специализированных учреждений закрытого типа.

Решение о прекращении пребывания подростка в учреждении выносит суд, поэтому на деле информация о реальной динамике реабилитационного процесса может быть утрачена. Поэтому принятие решения может оказать негативное влияние на эффективность коррекционной работы.

Необходимо совершенствовать научно-методическое обеспечение деятельности специализированных учебно-воспитательных учреждений.

Для оптимизации деятельности учреждений, увеличения возможностей комплексной своевременной реабилитации, профилактики необходимо:

– совершенствовать информационное и научно-методическое обеспечение деятельности данных учреждений, например, создание и дальнейшее внедрение дифференцированных по срокам реализации определенных программ реабилитации несовершеннолетних в специальных учреждениях;

–развивать дифференцированную сеть специализированных учебно-воспитательных  учреждений, открывая в каждом городе и районе с большой численностью детей учреждений открытого типа, и в каждом субъекте федерации закрытого типа;

– создать необходимые условия для реабилитации и обучения несовершеннолетних, которые совершили общественно опасные деяния, имеют отклонения в развитии, либо заболевания, которые вызывают необходимость размещения их в коррекционные учреждения закрытого типа;

– государственная поддержка развития сети учреждений, укрепление материально-технической базы учреждений;

– совершенствовать нормативную и законодательную базу, которая регламентирует деятельность специальных учебно-воспитательных учреждений, с учетом реабилитационной  направленности указанных учреждений;

– обязательное межведомственное взаимодействие для решения проблем, связанных с обеспечением функционирования учреждений, проведения эффективной социальной адаптации выпускников;

– если на определенной территории субъекта РФ не имеется специализированных учреждений закрытого типа, то его создание и финансирование [10, с.6].

В заключение стоит отметить, что в настоящий момент можно говорить в целом об активизации и повышении эффективности работы региональных органов, направленных на профилактику безнадзорности и преступности несовершеннолетних. В России постепенно идет процесс модернизации и усовершенствования профилактики безнадзорности, преступности и беспризорности несовершеннолетних. На законодательном уровне четко закреплена компетенция учреждений и органов системы образования в области проведения профилактики безнадзорности.


Библиографический список
  1. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 25.06.1999 г. № 120-ФЗ (с изменениями на31.12.2014 г. № 489-ФЗ) // Собрание законодательства РФ 28.06.1999. № 26. Ст. 3177.
  2. Ермакова В. Д., Крюкова Н. И. Несовершеннолетние преступники в России. // Российский юридический журнал. 2008 год. № 6. С.26-30.
  3. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (с изменениями на31.12.2014 г. № 500-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 23.12.1996. № 52. Ст. 5880.
  4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (с изменениями на20.04.2015 г. № 101-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 01.01.1996. № 1. Ст. 16.
  5. Постановление Правительства Российской Федерации «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорностинесовершеннолетних на 2002 год» от 13.03.2002 г. № 154 // Собрание законодательства РФ. 18.03.2002. № 11. ст. 1057
  6. Беженцев А.А. Проблемы предупреждения беспризорности, бродяжничества, попрошайничества несовершеннолетних и пути их решения органами превенции правонарушений несовершеннолетних (исторический аспект, зарубежный опыт и современные реалии) // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2010. № 3. С. 24-29.
  7. Беженцев А.А. Эволюция отечественных государственных органов по профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2013. № 2. С. 5-10.
  8. Волкова Н., Величко О. Профилактика безнадзорности и правонарушений совершеннолетних // Законность.2000.№7. С.38-46.
  9. Попова В.И., Гулин К.А. Возможности совершенствования системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних в регионе // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз. 2007. № 40. С. 67-72.
  10. Воробьев С.Д. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Законность. 2014. № 1. С. 6-11.


Все статьи автора «Чернова Эльвира Рамилевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: