УДК 327

ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ УДАР ПО ФРАНЦИИ КАК МНОГОВЕКТОРНЫЙ ПРОЕКТ ДЕСТАБИЛИЗАЦИИ ЕВРОСОЮЗА

Васильев Максим Викторович
Псковский государственный университет
кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры отечественной истории, член Российского философского общества

Аннотация
В статье рассматриваются основные причины нанесения террористических ударов по Франции боевиками Исламского государства (террористическая организация, запрещенная в РФ) в ноябре 2015 года. Анализируются слабые стороны миграционной и правоохранительной политики французов. Террористическая угроза рассматривается как элемент технологии управляемого хаоса, направленного на дестабилизацию Евросоюза.

Ключевые слова: ИГИЛ, международный терроризм, национальные конфликты, Франция


THE TERRORIST ATTACK ON FRANCE AS A MULTIFACTORIAL PROCESS DESTABILIZING THE EU

Maxim V. Vasilyev
Pskov State University
Candidate of historical sciences, senior lecturer in Russian history, the Russian Philosophical Society

Abstract
The article examines the main causes of the terrorist attacks on French fighters of the Islamic State in November 2015. Analyzes the weaknesses of the law enforcement and immigration policy of the French. The terrorist threat is seen as an element of the technology of controlled chaos to destabilize the European Union.

Библиографическая ссылка на статью:
Васильев М.В. Террористический удар по Франции как многовекторный проект дестабилизации Евросоюза // Политика, государство и право. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2015/11/3563 (дата обращения: 12.07.2023).

В то время когда мировая общественность обсуждает и ужасается череде кровавых террористических актов во Франции, необходимо трезво и объективно ответить на вопрос: а почему для подобной расправы боевики ИГИЛ  (террористическая организация, запрещенная в РФ) выбрали именно Францию? В ответе на это вопрос в некой мере содержится зерно понимания не только глобального терроризма, но и той актуальной проблемы, которую мы называем войной цивилизаций. Давайте попытаемся разобраться в этом вопросе подробнее.

Причин, заставивших террористов активно заявить о себе именно во Франции несколько. Первая причина – этническая. Для того чтобы совершить череду подобных актов и более того, уйти безнаказанно с места преступления необходимо иметь мощную и разветвленную сеть информаторов и осведомителей внутри этого государства. Это возможно только имея крупную этническую диаспору братьев по вере, разделяющих соответствующие идеи террористов. Франция – это страна с одним из самых мягких миграционных законодательств в Европе, что позволило огромному количеству арабов переселиться из Севера Африки и Ближнего Востока в эту страну и получить вид на жительство задолго до того, как во всем мире заговорили о нескончаемых потоках беженцев. Еще несколько лет назад новостные агентства показывали нам череду погромов и столкновений с полицией представителей арабских нацменьшинств и именно тогда мы могли судить, что идеи безграничной толерантности и мультикультурализма, на которые так уповали европейцы, не приносят своих плодов. На практике оказалось, что сплоченные, молодые и агрессивные представители арабского мира, приобщившись к благам европейской цивилизации и активно ими пользующиеся, не собираются перестраивать свой внутренний мир и становиться европейцами по ментальности. Этнической интеграции в реальности так и не произошло. И наиболее полно с этой проблемой столкнулась именно Франция. Более того, вялая и нерешительная национальная политика этой страны в комплексе с игрой в толерантность лишь развязывала руки национальным группировкам, которые в глубине души, люто ненавидят Францию и французов. И этому есть достаточно веская причина. Именно Франция была одной из наиболее активных стран наравне с США и Германией, разрушавшими государственность и культуру в Ираке, Ливии, Сирии. Именно Франция поддерживала своих союзников в несении т.н. демократии в арабский мир, а по факту принося ему лишь гражданские войны, смерь и разрушения. Наивно было бы полагать, что выходцы из арабского региона, многие из которых покинули его не от лучшей жизни, моментально забудут все обиды и с распростертыми объятиями станут ассимилироваться в среде французов. Даже у вполне мирных представителей мусульманского мира в Европе продолжает оставаться значительная доля обиды и неприязни к европейцам за свою разоренную малую родину. Эти чувства могут быть тщательно скрываемы, однако именно на этих струнах ущемленного национального самолюбия и играют игиловцы, вербуя в Европе своих сторонников.

Вторая причина – правоохранительная. Слабость в деле антитеррористической борьбы показала и французская полиция и прочие правоохранительные органы. В то время когда весь мир живет в условиях террористической угрозы с 2001 года, французы слишком беспечно отнеслись к своей безопасности. Боевикам практически без особого труда удалось вооружиться, пройти в места массово скопления людей и совершить акты террора, в упор расстреливая мирных граждан. Принятые еще накануне до удара боевиков меры по ужесточению контроля на границах Франции не принесли должного результата. Драгоценное время было уже потеряно. В последние годы, когда необходимо было укреплять свою национальную безопасность и координировать свои действия по антитеррористической борьбе с другими ведущими государствами, французы с упоением занимались составлением санкционных списков против России и легализацией педерастии. Рвется именно там, где тонко. Можно с полной уверенностью сказать, что французы всему миру здесь показали свою слабину, чем и воспользовались террористы.

Третья причина, почему ИГИЛ выбрал именно Францию, в некоторой мере вытекает из предыдущей. На данный момент во Франции у власти находятся социалисты. Как правило, именно левоцентристские силы гораздо проще идут на уступки силовому давлению, поскольку гуманитарная составляющая играет в их идеологии и программе большую роль. Консерваторы и правые партии гораздо жёстче реагируют на подобные события и подчас придерживаются позиции: никаких переговоров с террористами. Так, например, Испания в 2004 году пошла на вывод войск из Ирака из-за терактов в Мадриде – именно после прихода к власти правительства социалистов. Таким образом, можно предположить, что игиловцы, планируя теракты, грамотно используют накопленный опыт прошлого с учетом политических сил в европейском регионе. По всей видимости, в этой международной террористической организации работают достаточно профессиональные аналитики.

Четвертой причиной можно назвать политические задачи боевиков, направленные на социально-политическую дестабилизацию внутри самого французского общества и раскол союзнического антитеррористического блока. Столь резонансные акты игиловцев непременно должны вызвать град критики в адрес французского правительства и силовых структур, которым придется отвечать на множество вопросов общественности и объяснять, почему все произошло именно таким трагическим образом. С другой стороны печальные события должны дестабилизировать этническую обстановку внутри Франции, когда европейцы все с большим недоверием станут огладываться на своих соседей арабов, делать звонки в полицию на всех подозрительных, а может быть в некоторых местах произойдут националистические погромы. После совершения террористических актов французские СМИ отмечали, что на подступах к Парижу образовывались пробки, аналогичные летнему периоду отъезда в отпуск – люди просто боятся ездить в метро и предпочитают передвигаться на машинах[1]. Уже за несколько дней после терактов произошел ряд показательных событий, наглядно иллюстрирующих этническую напряженность в Европе. Так, например, во французском Кале в


Антиисламский митинг в Дрездене 19 ноября 2015 года

лагере беженцев вспыхнул сильный пожар, в немецком Дрездене прошел массовый митинг противников исламизации Европы, в Париже в некоторых магазинах охрана не пропускала мусульман, а в лондонском метро мужчина умышленно столкнул женщину в хиджабе[2]. Нагнетанию национально-религиозного антагонизма могут способствовать и либеральная пресса и всевозможные маргиналистические издания по типу скандального журнала «Шарли эбдо». Более того, акты терроризма, непременно, заставят французов усилить пограничный контроль с Евросоюзом, что подрывает устои этой организации, в некой мере нарушит привычный и размеренных ход жизни европейцев. Какой бы из сценариев не получил своего развития, он обязательно должен отвлечь Францию на решение внутренних проблем и меньше уделять внимания ведению военной операции в Сирии против ИГИЛ. Принцип «разделяй и властвуй» и пользуйся несогласованностью действий своих противников, хорошо освоен этой террористической организацией на Ближнем Востоке, теперь она апробирует эту технологию за приделами Арабского региона.

Любой из реализовавшихся сценариев политической дестабилизации Европы будет выгоден не только террористам, но и глобальному бизнесу, который в условиях жестокой борьбы за рынок сбыта, заинтересован в ослаблении позиций Евросоюза и реализации так называемой технологии управляемого хаоса[3]. Именно террористы своими актами обеспечивают такой хаос на европейском континенте. Р. Лабевьер, в своей книге «Доллары террора» назвал исламистов «цепными псами глобализации по-американски» указывая на интересы транснациональных корпораций США. Так, по мнению автора, терроризм является полноценным интегральным элементом экономических и социальных изменений мирового порядка. Геополитические формы, в которые отливается исламистская идеология, обретают экономическую рентабельность[4].

Пятая причина (стратегическая) нанесения ударов именно по Франции – это её активная военная позиция на Сeвepe Афpики, где oнa находится в aвaнгapдe бopьбы c иcлaмcким тeppopизмoм. И ecли в Иpaкe и Сиpии нa


Планы территориального расширения ИГИЛ на ближайшие годы.

Фpaнцию пpихoдитcя всего лишь 4 % от общего количества удapoв кoaлиции, то в Мapoккo и Алжиpе, Париж играет главную роль в борьбе с терроризмом, а Иcлaмcкoe гocудapcтвo считает эти африканские территории зоной своего религиозно-идеологического влияния.

Шестая причина (идеологическая). Террористический удар по Парижу имел для игиловцев важное идеологическое значение, так как этот город и в целом Франция у многих ассоциируется с рядом европейских ценностей и символов. Париж – одна из главных европейских столиц, культурный и политический центр, место Высокой моды и туризма, скопление огромных масс людей из разных стран, в том числе и проведение футбольного матча «Евро-2016». Сами исламисты в своем обращении после терракттов отмечали, чтo мишeнью был выбpaн Пapиж, кaк «cтoлицa мepзocти и paзвpaтa». Нecлучaйнo тeppopиcты aтaкoвaли бapы, квapтaлы paзвлeчeний и бeззaбoтных пoceтитeлeй. Теракт в таком знаковом месте, естественно, вызывает огромный резонанс, приковывает внимание всего мира и пугает одновременно. С одной стороны, он сразу становится символом слабости государства, которое не может защитить своих граждан и иностранных гостей. С другой – символом силы террористических групп, которые уже целый ряд лет демонстрируют всему миру свое отношение к любым проявлениям культуры, которая не вписывается в их идеологические рамки. И в очередной раз боевикам ИГИЛ удалось достичь заявленных целей.

Принимая во внимание все перечисленные причины террористической атаки, агрессивную идеологию ИГИЛ и их планы по строительству всемирного халифата, а также огромный поток все прибывающих беженцев с Ближнего востока в Европу, можно с полной уверенность сказать, что террористы не остановятся на достигнутом и продолжат свое дело не только во Франции, но и в других странах Евросоюза. Не исключены случаи применения боевиками химического и бактериологического оружия массово поражения, о чем открыто заявили французские власти через несколько дней после терактов. К сожалению, в наши дни ни одна страна мира не может быть полностью защищена от ударов глобального терроризма.

 

Примечания:

 


[1] Париж после терактов: как действуют меры безопасности в транспорте [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.rfi.fr/frantsiya/20151119-parizh-posle-teraktov-kak-deistvuyut-mery-bezopasnosti-v-transporte (дата обращения 20.11.2015 г.).

[2] В лондонском метро мужчина толкнул под поезд мусульманку в хиджабе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vashgolos.net/readnews.php?id=66583 (дата обращения 20.11.2015 г.); Крупный пожар в лагере беженцев в Кале [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rian.com.ua/video/20151114/1000288188.html (дата обращения 20.11.2015 г.); В немецком Дрездене прошел антиисламский митинг [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://odnako.su/news/world/-408094-v-nemeckom-drezdene-proshel-antiislamskij-miting/ (дата обращения 20.11.2015 г.).

[3] Подробнее в статье: Васильев М.В. Борьба глобального бизнеса в контексте сирийского конфликта // Политика, государство и право. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2015/10/3467 (дата обращения: 20.11.2015).

[4] Лабевьер  Р.  Доллары террора: Соединенные Штаты и исламисты [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.narodsobor.ru/events/politics/13360-dollary-terrora-soedinennye-shtaty-i-islamisty#.Vk9fmdLhBRA (дата обращения 20.11.2015 г.).



Все статьи автора «Васильев Максим Викторович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: