В современных условиях приходится констатировать о возросшей угрозе совершения террористических актов на территории Российской Федерации. Объектами совершения рассматриваемых преступных посягательств могут выступать и режимная (прилегающая) территория исправительных учреждений, а также следственных изоляторов[1] уголовно-исполнительной системы. Целью совершения террористических актов могут выступать:
- Значительные человеческие жертвы среди подозреваемых, обвиняемых, осужденных, персонала и иных лиц, находящихся на ограниченной (замкнутой) территории исправительных учреждений.
- Нанесение материального ущерба.
- Дестабилизация деятельности (оперативной обстановки), как в самом исправительном учреждении, так и на территории субъекта Российской Федерации.
- Массовые (групповые) побеги из-под охраны (надзора).
- Захват вооружения, специальной техники, специальных средств, средств связи, хранящейся на складах, комнатах хранения оружия.
- Паника среди гражданского населения.
Кроме того, проведенный нами анализ криминологической характеристики лиц, содержащихся в ИУ, свидетельствует о возможной попытке совершения террористического акта с целью освобождение лидеров (участников) террористических и экстремистских организаций.
Количество подозреваемых (обвиняемых), осужденных, содержащихся в ИУ за преступления террористического характера[2]
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
1-ое полугодие 2015 |
|
исправительные колонии |
754 |
772 |
825 |
742 |
814 |
837 |
воспитательные колонии |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
тюрьмы |
36 |
17 |
37 |
30 |
45 |
49 |
СИЗО (вместе с ПФРСИ[3]) |
195 |
161 |
289 |
183 |
191 |
181 |
Количество подозреваемых (обвиняемых), осужденных, содержащихся в ИУ за преступления экстремистской направленности[4]
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
1-ое полугодие 2015 |
|
исправительные колонии |
249 |
235 |
276 |
277 |
290 |
305 |
воспитательные колонии |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
тюрьмы |
8 |
1 |
1 |
1 |
2 |
4 |
СИЗО (вместе с ПФРСИ) |
115 |
45 |
72 |
61 |
105 |
95 |
Из приведенных выше данных Федеральной службы исполнения наказаний видно, что в последнее время отмечается рост количества лиц, содержащихся в учреждениях УИС, за совершения преступлений террористического и экстремистского характера, что в совокупности с внешнеполитической ситуацией свидетельствует о необходимости принятия конкретных правовых и организационных мер, направленных на усиление антитеррористической защищенности объектов ФСИН России.
В ходе проведенного нами анализа законодательства по противодействию терроризму мы пришли к следующим выводам:
Во-первых, законодатель уделяет пристальное внимание правовому регулированию деятельности органов государственной и исполнительной власти, направленной на противодействие террористической угрозе и действиям в случае совершения рассматриваемых противоправных действий. В настоящей момент оперативно-служебную деятельность ФСИН России по антитеррористической защищенности регламентируют следующие федеральные и подзаконные нормативные акты: Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Указ Президента РФ от 14.06.2012 № 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства», Постановление Правительства РФ от 25.12.2013 № 1244 «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)», Постановление Правительства РФ от 14.11.2014 № 1193 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы и формы паспорта безопасности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы».
Во-вторых, на ведомственном уровне, пока организация деятельности структурных подразделений учреждений и органов УИС не нашла своего четкого правового регулирования. В приказе Минюста России от 05.12.2014 № 233-дсп «Об утверждении Инструкции по подготовке уголовно-исполнительной системы к действиям при чрезвычайных обстоятельствах» нашел свое законодательное закрепление только незначительный аспект связанный с антитеррористической деятельностью, а именно:
- действия дежурного помощника начальника учреждения (ДПНК, ДПНСИ, ДПНТ), оперативного штаба, элементов группировки, связанные с освобождением лиц, захваченных и удерживаемых в качестве заложников на объектах УИС;
- действия при отражении вооруженного нападения на учреждение (объекты) УИС;
- закреплены сигналы оповещения взаимодействующих органов, предусматривающие сбор членов оперативного штаба в субъектах Российской Федерации и их группировок, сил и средств, привлекаемых к участию в предупреждении и пресечении преступлений террористического характера. Выделение сил и средств УИС проводится в соответствии с приказами оперативных штабов в субъектах Российской Федерации с учетом планов проведения контр террористических операций.
В ведомственном законодательстве отсутствует нормативное закрепление алгоритма конкретных действий, на первоначальном этапе, по обеспечению безопасности. В связи с этим нами разработан и предлагается для включения в локальные акты меры и мероприятия, которые необходимо осуществлять в исправительном учреждении в зависимости от уровня возникшей террористической опасности.
При принятии председателем антитеррористической комиссии решения об установлении «синего» уровня террористической опасности на территории, где дислоцировано исправительное учреждение необходимо осуществить следующие мероприятия:
- Оперативно-розыскные мероприятия по проверке информации о возможном совершении террористического акта (с привлечением оперативно-технических подразделений во взаимодействии с другими субъектами, уполномоченными осуществлять оперативно-розыскную деятельность). Указанные мероприятия проводятся под общей координацией оперативного подразделения ФСБ в субъекте Российской Федерации.
- Дополнительный инструктаж (инструктивные занятия) с личным составом, задействованным в пресечении противоправных действий. В первую очередь с руководством структурных подразделений, входящим в группу управления и дежурными помощниками начальника учреждения, сотрудниками подразделений безопасности (режима), охраны, оперативного отдела. При необходимости инструктажи должны проводится с привлечением специалистов (в зависимости от полученной информации).
- Усиление охраны объекта, а также выдвижного поста (при его наличии) от отдела безопасности (режима).
- Организация патрулирования прилегающей к исправительному учреждению территории с привлечением кинологического подразделения отдела охраны.
- Усиление контроля за проведением обысков и досмотр на контрольно-пропускном пункте по пропуску людей на режимную территорию и транспорта с обязательным использованием кинологических подразделений и технических средств обнаружения.
- Ежедневное обследование объектов расположенных на охраняемой территории и в 50 метровой полосе местности прилегающей к основному ограждению в целях обнаружения взрывных устройств.
При установлении «желтого» уровня террористической опасности на территории, по месту дислокации исправительного учреждения, дополнительно к выше перечисленным мерам, необходимо осуществить следующие мероприятия:
- Уточнить расчеты сил и средств нештатных аварийно-спасательных формирований (технических средств и специального оборудования), предназначенных для ликвидации последствий террористических актов.
- Проведение тренировок по применению сил и средств, выделяемых от учреждений и органов УИС в состав сводного отряда.
- Провести проверку готовности личного состава к действиям по пресечению террористического акта и проведению спасательных работ (во взаимодействии с органами внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Министерства по чрезвычайным ситуациям).
- Перевод персонала медико-санитарной части исправительного учреждения в режим повышенной готовности с оценкой возможностей по оказанию медицинской помощи пострадавшим, наличия необходимо оборудования и медикаментов.
При установлении «красного» уровня террористической опасности на территории, по месту дислокации исправительного учреждения, дополнительно к выше перечисленным мерам, необходимо провести следующие мероприятия:
- Приведение в готовность силы и средства группировки, входящих в сводный отряд, привлекаемый к участию в контр террористической операции.
- Перевод медико-санитарной части исправительного учреждения в режим чрезвычайной ситуации.
- Перевод личного состава на казарменное положение с объявлением усиленного варианта несения службы.
- Содействие бесперебойной работе аварийно-спасательных служб.
Указанные алгоритмы действий администрации исправительного учреждения с учетом уровня террористической опасности (повышенного, высокого, критического) необходимо закрепить в приложении к Паспорту безопасности исправительного учреждения, что позволит добиться четких и слаженных действий на первоначальном этапе, а также повысит эффективность взаимодействия, как структурных подразделений самого учреждения, так и взаимодействующих органов при угрозе совершения террористического акта на объекте (территории) УИС.
[1] Далее по тексту для обозначения всех видов исправительных учреждений (исправительных колоний общего, строгого и особого режимов; лечебно-исправительных и лечебно-профилактических учреждений; воспитательных колоний; колоний поселений; тюрем и следственных изоляторов УИС) авторами будет использовано общий термин исправительное учреждение (ИУ).
[2] Отчет о состоянии преступности среди лиц, содержащихся в учреждениях УИС: форма 2-УИС за 2007-2015 год.
[3] ПФРСИ – помещение, функционирующее в режиме следственного изолятора.
[4] Отчет о состоянии преступности среди лиц, содержащихся в учреждениях УИС: форма 2-УИС за 2007-2015 год.
Библиографический список
- О противодействии терроризму: Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ // Рос. газ. – 2006. – 10 март.
- О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства: Указ Президента РФ от 14.06.2012 № 851 – URL: http//www.rg.ru/2013/09/02/tambov-post957-reg-dok.html
- Об антитеррористической защищенности объектов (территорий): Постановление Правительства РФ от 25.12.2013 № 1244 – URL: http//www.rg.ru/2013/12/27/antiterror-site-dok.html
- Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы и формы паспорта безопасности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы : Постановление Правительства РФ от 14.11.2014 № 1193 – URL: http//www. rg.ru/2014/11/20/trebovaniya-site-dok.html