УДК 177

ЛОГИКА ЕВРАЗИЙСКОЙ ДОКТРИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

Лесевицкий Алексей Владимирович
ГОБУ ВО Финансовый Университет, Пермский филиал
преподаватель кафедры гуманитарно-социальных дисциплин

Аннотация
В статье рассматривается вопрос о влиянии творчества Ф.М. Достоевского на основных представителей евразийской идеологии. Детализировано обосновываются актуальность исследования, его предмет и объект, методология, а также цель и задачи диссертационного проекта. Кроме того, автором сформулированы тезисы, выносимые на защиту.

Ключевые слова: идеократия, интеллигенция и народ, история евразийства, либерализм, реформы Петра I


THE LOGIC OF THE EURASIAN DOCTRINE IN THE WORKS OF F. M. DOSTOEVSKY

Lesevitskiy Aleksey Vladimirivich
Perm branch of Financial University
Lecturer of the Humanities and Social sciences Department

Abstract
The article examines the influence of Dostoevsky on the main representatives of the Eurasian ideology. Detailed substantiates the relevance of research, its subject and object, methodology and the purpose and objectives of the dissertation project. In addition, the author formulated the thesis submitted for protection.

Keywords: history of Eurasianism, ideocracy, intellectuals and the common people, liberalism, reforms of Peter I


Библиографическая ссылка на статью:
Лесевицкий А.В. Логика евразийской доктрины в творчестве Ф.М. Достоевского // Политика, государство и право. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2016/01/3650 (дата обращения: 01.05.2017).

Вопрос об истоках евразийской идеологии является крайне важным в контексте объективного понимания данного этнополитического учения. По нашему мнению, Ф.М. Достоевский являлся одним из ярчайших предшественников этого геополитического направления отечественной мысли. Вопрос «пограничного положения» России между Европой и Азией, проблема взаимодействия интеллигенции и народа, концептуализация идеи социал-дарвинизма, вопрос об идеократических истоках русского государства – все это, безусловно, объединяет как творчество и публицистику русского писателя, так и работы подавляющего большинства представителей евразийства. Более того, данный подход существенно обновляет «стандартный взгляд» на Достоевского как на главного идеолога почвенничества в России, ибо многие евразийцы (Г.В. Фроловский, Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий) называли литератора их предшественником.

В отечественной историографии подобный вопрос рассмотрен достаточно фрагментарно. Из исследований ученых, предваряющих появление нашей работы, можно выделить статьи следующих авторов: : А.Г. Гачевой, З.Н. Акавова, А.А. Ревякиной. Л. Люкса, М.С. Уланова,  Р.Р. Вахитова,  И.И. Орлика,  А.А. Кукуевой,  Г.В. Иванникова,  В.А. Михнюкевича, И.А. Гасанова, В. Побединского, А. Феррари и др.

Отдельно следует отметить первое в отечественном литературоведении диссертационное исследование по вышеуказанной проблеме: в работе М.М. Сеитова «”Предъевразийство” Ф.М. Достоевского: истоки и художественное воплощение» предпринята попытка более концептуального освещения темы “евразийской окрашенности” творчества и публицистики писателя. Безусловно, диссертационное исследование ученого имеет множество достоинств: новизну, методологическую и концептуальную обоснованность, прекрасное знание предмета исследования, актуальность, целесообразность использования междисциплинарных связей и т.д., однако автор, на наш взгляд, упустил из рассмотрения несколько важнейших моментов, связанных с её фундаментальным раскрытием. Например, М.М. Сеитовым упущена тема «концепции личности» у Достоевского и евразийцев, практически не раскрыт вопрос освещения реформ Петра I в публицистике литератора и у представителей евразийства. Также, на наш взгляд, отсутствует тема функционирования  идеократического государства в «Дневнике писателя» и т.д.

Исходя из вышеперечисленного, актуальность нашей диссертации детерминируется следующими моментами:

  1. Необходимостью раскрытия «белых пятен» темы «Достоевский и евразийское движение», среди которых можно выделить вопрос о функционировании идеократии, тождественности правовых взглядов литератора и евразийцев, довольно близком евразийскому пониманию писателем сущности западной цивилизации, схожей концептуализацией идеи социал-дарвинизма в «Преступлении и наказании» и работе Н.С. Трубецкого «Европа и человечество» и т.д.
  2. Плохо освещенным в отечественной историографии вопросом «геополитического разворота» в сторону Азии в публицистике и романах Ф.М. Достоевского.
  3. Геополитическими факторами: с конца 80-х евразийство стало крайне популярным этнополитическим учением в России, именно поэтому рассмотрение публицистики и творчества литератора через призму данного учения представляется крайне актуальным. Более того, некоторые идеи Достоевского, воспринятые через евразийскую доктрину, способны стать базисным элементом и новой геополитической идеологией России.

Объектом исследования являются публицистические и литературные произведения писателя, характерные для осмысления и диалектического развития Достоевским идей евразийства.

Предметом исследования является специфика реализации в литературном и публицистическом мире Достоевского идей, сближающих эйдетическую позицию художника с идеологической доктриной евразийцев.

Исследование базируется на анализе как публицистических, так и литературных произведений Достоевского в контексте основных идеологем евразийства. Данным фактом обусловлена амбивалентность (бинарность) выбора методологического инструментария: мы были вынуждены исследовать как литературоведческую, так и философскую методологию.

В контексте теоретико-методологической основы исследования определяющую роль сыграли работы следующих авторов: С.М. Усманова, Ш.К. Сатлаевой, А.Г. Гачевой, Г.А. Ашитовой, М.М. Бахтина, А.С. Долинина, В.В. Борисовой, В.К. Кантора, Г.К. Шенникова, Е.П. Фокина, Н.М. Чиркова, В.А. Михнюкевича, А.П.Власкина, В.Е. Ветловской. Кроме того, мы опирались на работы выдающихся идеологов евразийства, среди которых можно выделить Л.П. Карсавина, Г.В. Вернадского, П.Н.Савицкого, Г.В. Флоровского, Н.Н. Алексеева и Н.С. Трубецкого, А.Г. Дугина, С. Г. Кара-Мурзы.

В нашем исследовании нашли применение следующие филологические и общенаучные методы: анализ, описание, интерпретация, социологический, историко-литературный, сравнительно-исторический и биографический методы.

Целью нашей работы является выявление контекстуальных и смысловых связей между публицистическими и литературными произведениями Достоевского и геополитической доктриной основных идеологов евразийства.

Для достижения цели нашего исследования необходимо было решить следующие задачи:

– выявить влияние творческого дискурса Достоевского на основных представителей евразийской мысли, что нашло отражение в последующих этапах развития данной геополитической школы русского зарубежья в начале и середине ХХ века;

–  рассмотреть концепцию человека, сформулированную русским литератором, в контексте её дальнейшего диалектического развития в учении о «симфонической личности» Л.П. Карсавина и Н.Н. Алексеева;

– выявить влияние публицистических идей Достоевского, анализирующих метафизическую сущность реформ Петра I, на последующую диалектику данной проблематики в рамках евразийской доктрины;

–  проследить схожесть и тождественность подходов к проблеме взаимодействия интеллигенции и народа в публицистических работах литератора и основных представителей евразийства;

– осмыслить художественно-философское влияние идеологии социал-дарвинизма, реализованной в теории Раскольникова из «Преступления и наказания», на концептуализацию данной идеи в работе Н.С. Трубецкого «Европа и человечество»;

– рассмотреть концепцию цивилизационного развития России в контексте осознания туранских истоков данного геополитического образования, реализованную в публицистике Достоевского, и дальнейшую её диалектику в работах основных представителей евразийства.

Новизна нашего диссертационного исследования прослеживается в том, что практически впервые публицистические и художественные произведения писателя рассматриваются в антропологической, демотической, идеократической, социал-дарвинистской, геополитической параллели с основными работами представителей евразийства. По нашему мнению, Ф.М. Достоевского можно назвать одним из самых ярких предшественников евразийской идеологии.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. По нашему мнению, писатель – крупнейший представитель евразийства как геополитического течения. В данном контексте целесообразно применять словосочетание «предъевразийство Ф.М. Достоевского», обусловленное существенным влиянием публицистики и творчества литератора на данное течение этнополитической мысли.
  2. Схожесть подхода писателя и евразийцев прослеживается в контексте их антропологических идей. Достоевского можно назвать одним из главных идеологов «симфонической личности» ХIХ века. В данном подходе гармонично сочетается индивидуальное и коллективное, разнообразное и единое, единичное и общее. Симфонический подход к личности предполагает радикальную критику индивидуализма, демонтирующего солидарность индивидов (произведения «Записки из подполья» и «Преступление и наказание»). С другой стороны, Достоевский и евразийцы критикуют идеологию  «светского коллективизма», нивелирующего личность (романы «Бесы» и «Братья Карамазовы»), при которой она становится средством для достижения какой-либо абстрактной цели. Симфоническая идея личности синтезирует в себе индивидуальное и коллективное, вмещая в себя их наиболее ценные качества и преодолевая недостатки.
  3. Предъевразийство литератора получило развитие в знаменитом «Дневнике писателя», а также в некоторых письмах, где четко прослеживается смена европоцентристкой доктрины России. Достоевский предлагает своим читателям обратить внимание на азиатские (туранские) истоки русского полиэтнического государства. Данный подход радикальнейшим образом отличает его от славянофилов.
  4. Писателем дана оценка метафизической сущности реформ Петра I, которую в дальнейшем развивали евразийцы в своих работах. По мнению Ф.М. Достоевского, данные реформы породили непреодолимое отчуждение простого народа от политической и экономической элиты общества, которая больше любила Запад, чем Россию. По мнению евразийцев, кровавым последствием подобного разобщения внутри этноса в исторической перспективе была большевистская революция октября 1917г.
  5. Важным моментом, сближающим литератора и евразийцев, является вопрос об отношении к интеллигенции. Русские интеллигенты должны преодолеть свое многовековое отчуждение от России и простого народа. Достоевский упрекает западников-интеллектуалов в том, что они проповедовали преимущества европейской цивилизации, не замечая своеобразия русского социального мира. Они были убеждены, что русская культура является отсталой, жалкой, безжизненной по сравнению с культурой западноевропейской. Духовно подобные интеллигенты жили в романо-германской цивилизации, но физически находились в России. Подобная проблематика, затронутая писателем, нашла свое  отражение во многих работах евразийцев.
  6. По мнению писателя, романо-германская цивилизация является метафизическим воплощением идеи социал-дарвинизма. В данном контексте мы сближаем роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и работу Н.С.  Трубецкого «Европа и человечество», в которых достаточно подробно исследуется подобная проблематика.
  7. По нашему мнению, Ф.М. Достоевский оказывал весьма существенное воздействие на евразийцев в области политико-правовых взглядов. Так, значительно раньше представителей евразийства писатель сформулировал концепт «идеократического государства», в котором экономика будет занимать подчиненное положение перед идеологией. Кроме того, вместе с К.П. Победоносцевым писатель критикует романо-германские идеалы «демократии», парламентаризма, конституционализма и т.д. Помимо этого, весьма схожими с евразийскими являются и правовые взгляды писателя, а также его отношение к социализму и либерализму.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в ней обосновываются «евразийские истоки» публицистики и романов Ф.М. Достоевского, которые повлияли на основных представителей данной геополитической доктрины.

Практическое значение диссертации связано с возможностью использования его результатов в университетском преподавании: при чтении социально-политических и историко-философских курсов, а также в проведении спецкурсов и семинаров по творчеству Ф.М. Достоевского.

Результаты научных изысканий автора прошли апробацию на международных научных конференциях «Общество и этнополитика» (г.Новосибирск, 2010), «Общество и этнополитика» (г.Новосибирск,2011), «Анналы научной теории развития общества. Антро» (г.Пермь,2011), «Общество и этнополитика» (г.Новосибирск,2012), «Общество и этнополитика» (г.Новосибирск,2013), «Общество и этнополитика» (г.Новосибирск,2014), «Анналы научной теории развития общества» (г.Пермь,2014), «Общество и этнополитика» (г.Новосибирск,2015).


Библиографический список
  1. Лесевицкий А. В. Достоевский как предшественник евразийства: монография. Пермь: ОТ и ДО, 2012. 171 с.
  2. Лесевицкий А. В. Евразийский концепт Ф. М. Достоевского//Общество и этнополитика: материалы Седьмой междунар. науч.-практ. интернет-конф. (г. Новосибирск, 1 мая -1 июня 2014 г.)/Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; Сибирский институт управления; под науч. ред. Л. В. Савинова. Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2015. С. 284-291.
  3. Лесевицкий А. В. Евразийские сентенции в «Дневнике писателя» Ф. М. Достоевского//Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 5 (55): в 2-х ч. Ч. 1. С. 107-110.
  4. Лесевицкий А. В. «Исход к Востоку» как цивилизационный проект развития в публицистике Ф. М. Достоевского//Антро. 2014. № 2 (15). С. 150-162.
  5. Лесевицкий А.В. “Предъевразийство” как феномен публицистики Ф.М. Достоевского  //Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 12-4 (62). С. 98-100.
  6. Лесевицкий А.В. Этнополитическая сущность реформ Петра I в публицистике Н.С. Трубецкого и Ф.М. Достоевского //
    В сборнике: Общество и этнополитика материалы Шестой Междунар. науч.-практ. Интернет-конф., 1 мая – 1 июля 2013 г.. РАНХиГС, Сиб. ин-т упр. ; под науч. ред. Л. В. Савинова.. Новосибирск, 2013. С. 251-260.
  7. Лесевицкий А.В. Этнополитическая феноменология романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” // В сборнике: Общество и этнополитика материалы Пятой Междунар. науч.- практ. Интернет-конф.. СибАГС ; под науч. ред. Л. В. Савинова. Новосибирск, 2012. С. 256-265.
  8. Сеитов М. “Предъевразийство” Ф.М. Достоевского: истоки и художественное воплощение». – Размещено: электронный ресурс: http://www.dslib.net/russkaja-literatura/predevrazijstvo-f-m-dostoevskogo-istoki-i-hudozhestvennoe-voplowenie.html


Все статьи автора «Лесевицкий Алексей Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: