УДК 342.9

О ПРОБЛЕМАХ ОПТИМИЗАЦИИ АНТИАЛКОГОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Супонина Елена Александровна
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации»
кандидат юридических наук, доцент

Аннотация
Статья посвящена одной из актуальных проблем современной России - проблеме алкоголизации населения страны. Беспристрастная статистика свидетельствует о неуклонном росте числа лиц, которые злоупотребляют алкоголем. Кроме того, возрастает и число противоправных деяний, тем или иным образом связанных с потреблением алкогольной продукции. Автор рассматривает данную проблему сквозь призму отечественного административно-деликтного законодательства. Вносятся конкретные предложения по оптимизации существующих правовых норм.

Ключевые слова: алкоголь, антиалкогольное законодательство, Россия


ON THE PROBLEMS OF OPTIMIZATION OF ANTI-ALCOHOL LEGISLATION IN RUSSIA

Suponina Elena Aleksandrovna
Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation
Candidate of Legal Sciences, Associate Professor

Abstract
The article is devoted to one of the most urgent problems of modern Russia - the problem of alcohol abuse in the country. An impartial statistics show a steady increase in the number of people who abuse alcohol. In addition, it is increasing the number of offenses, one way or another associated with the consumption of alcoholic beverages. The author considers the problem through the prism of administrative legislation. Made specific proposals for the optimization of existing legal norms.

Библиографическая ссылка на статью:
Супонина Е.А. О проблемах оптимизации антиалкогольного законодательства в России // Политика, государство и право. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2016/02/3658 (дата обращения: 01.05.2017).

Одной из самых актуальных проблем современной России является проблема алкоголизма. Беспристрастная статистика свидетельствует о неуклонном росте числа лиц, которые злоупотребляют алкоголем. Кроме того, возрастает и число противоправных деяний, тем или иным образом связанных с потреблением алкогольной продукции. Особенно тревожит ситуация с распространением алкоголизма среди детей и подростков. В настоящее время в России из десяти миллионов лиц в возрасте от 11 до 18 лет более половины регулярно употребляют спиртные напитки [1, с. 118]. Все это поднимает, казалось бы, рядовую проблему на уровень угрозы национальной безопасности [2, с. 40].

Судебная и правоприменительная практика говорят о том, что применяемые для предупреждения и пресечения правонарушений в сфере антиалкогольного законодательства административно-правовые средства зачастую оказываются неэффективными. Современную государственную политику по противодействию алкоголизации населения в нашей стране необходимо проводить, учитывая опыт прошлых лет. Главная задача должна состоять не в ужесточении и так достаточно жестких мер наказания, а в последовательном искоренении причин и условий, способствующих массовому пьянству. Антиалкогольная политика должна выступать составной частью единой социальной политики, направленной на защиту жизни и здоровья российских граждан.

Казалось бы, именно по озвученному пути и должен идти законодатель. Ан нет. 18 декабря 2015 года в Государственную Думу группой депутатов внесен проект федерального закона №957581-6 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» [3]. Справедливости ради следует признаться, что он не оправдал ожиданий ни ученых, ни практиков, ни представителей гражданского общества, поскольку от заявленных принципов гуманизма в законопроекте не осталось и следа.

Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить внесенный в Госдуму законопроект с ныне действующим КоАП РФ. Как известно, наиболее распространенным видом административного наказания является административный штраф. Давайте сопоставим размеры штрафов за самые совершаемые по статистике правонарушения, связанные с антиалкогольным законодательством (потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах и появление в общественных местах в состоянии опьянения). Для пущей объективности оперировать будем лишь минимально возможным штрафом, предусмотренным санкцией соответствующей статьи Кодекса или законопроекта №957581-6. Итак…

Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах:

- Статья 20.20. КоАП РФ – 500 рублей;

- Статья 13.2. законопроекта – 5 тысяч рублей.

Появление в общественных местах в состоянии опьянения:

- Статья 20.21. КоАП РФ – 500 рублей;

Статья 13.3. законопроекта – 1 тысяча 500 рублей.

Про верхние пределы штрафов, которые предусматриваются законопроектом №957581-6, даже и говорить страшно, настолько они заоблачные, будто бы взятые из иной реальности.

Особо следует остановиться на норме, закрепленной в части 2 статьи 13.4. законопроекта, которая устанавливает ответственность за распитие алкоголя несовершеннолетними, достигшими шестнадцатилетнего возраста, то есть подпадающими под статус субъектов административного правонарушения и способными самостоятельно нести бремя ответственности. Для них за данное деяние установлен штраф в размере от двух до четырех тысяч рублей, без какой-либо альтернативы в виде иных видов наказания. При этом следует учесть, что молодые люди указанного возраста, как правило, не имеют собственных источников дохода. Да что там говорить про несовершеннолетних, если в целом среди молодежи, по данным Росстата, в 2015 году безработица достигала уровня 30% от экономически активного населения, а в некоторых регионах и превышала его [4].

В связи со сказанным выше, уместно напомнить, что с января 2016 года минимальный размер оплаты труда в России составляет всего 6204 рубля [5]. Кстати, анализируемые нами правонарушения явно не относятся к числу деликтов, совершаемых лицами с высокими доходами. Как говорится, комментарии излишни.

Подобный подход к противодействию алкоголизации граждан нашей страны не совсем соответствует конституционно-правовым и общетеоретическим принципам, что не позволяет реализовать имеющийся в действующем антиалкогольном законодательстве потенциал. Предпочтительным выглядело бы желание депутатского корпуса ликвидировать те многочисленные нормативные пробелы, которые мешают правоохранительным органам бороться с рассматриваемым злом.

Так, до сих пор КоАП РФ не раскрывает понятие общественного места, а ведь именно оно является обязательным признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 20.21 ныне действующего основного нормативно-правового акта, регулирующего вопросы административной ответственности в стране. Эта проблема давно волнует ученых-административистов [6, с. 85], однако законодатель до сего дня так ею и не озаботился.

Отсутствует в отечественном законодательстве и нормативное определение понятия «потребление (распитие) алкогольной продукции», что позволяет сотрудникам органов внутренних дел, документирующим дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.20 КоАП РФ, толковать его руководствуясь личными субъективными предположениями [6, с. 137]. Как следствие, в одних материалах распитие алкоголя описывается сотрудником полиции как результат определенных действий, в других – как состояние или сам процесс. Меж тем правовая норма должна быть конкретна и характеризоваться четкостью формулировок, чего нельзя сказать о нормах статьи 20.20 КоАП РФ. Не устраняет данного пробела и анализируемый законопроект №957581-6. Все это зачастую вызывает справедливое возмущение привлекаемых к ответственности граждан и явно не способствует росту авторитета государственной власти в целом и органов внутренних дел в частности.

По мнению автора, в нынешнем виде законопроект №957581-6 ни в коем случае не должен быть принят, поскольку он содержит необоснованно завышенные размеры административного штрафа, не учитывающие современных экономических и социальных реалий, а также не устраняет целого ряда нормативно-правовых пробелов, возникших за годы существования нынешнего Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. И уж тем более представляется весьма сомнительным, что он может способствовать деалкоголизации российского населения.

Конечно, это всего лишь проект закона и в ходе рассмотрения в стенах Государственной Думы в него, безусловно, будут внесены те или иные изменения и дополнения. Однако, учитывая законотворческую практику последних лет, рассчитывать на оптимизацию «антиалкогольных» составов как-то не приходится.


Библиографический список
  1. Купирова Ч. Ш. Розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции: закон и проблемы его применения / Ч. Ш. Купирова // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2014. № 2 (28). С. 117-123.
  2. Дизер О.А. Проблема реализации права полиции доставлять лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, в медицинские организации и территориальные органы МВД России // Научный вестник Омской академии МВД России. 2014. №3. С. 40-44.
  3. Законопроект № 957581-6 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Официальный сайт ГД ФС РФ / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://asozd2.duma.gov.ru (дата обращения: 28.01.2016).
  4. Росстат: Безработица среди молодежи в России достигает 30% / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.vedomosti.ru/management/articles/2013/08/23/rosstat-bezrabotica-sredi-molodezhi-v-rossii-dostigaet-30
  5. Федеральный закон от 19.06.2000 №82-ФЗ (ред. от 14.12.2015) «О минимальном размере оплаты труда» / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.base.consultant.ru (дата обращения: 28.01.2016).
  6. Бредихин И.Д. К дискуссии о понятии и признаках дефиниции «общественное место» в административном законодательстве // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2011. №19(236). С. 85-89.
  7. Лубенков А.В., Яковицкий О.Ч., Бочкарев А.Н. Отдельные аспекты противодействия пьянству в общественных местах: состояние и перспективы // Вестник Воронежского института МВД России. 2012. №2. С. 137-141.


Все статьи автора «Супонина Елена Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: