УДК 327.56

СОВРЕМЕННЫЙ МИР: КОНФЛИКТНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

Титова Елена Валерьевна
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
(Орловский филиал) кандидат социологических наук, доцент

Аннотация
В данной статье рассматриваются вопросы современного мироустройства и миропорядка, однополярности мира. Актуализируются необходимость в формировании новых жизненных смыслов человеческого существования, приемлемые для всех стран и народов мира. Определяется место и роль России в решении мировых международных проблем, как полноправного субъекта международного миротворчества.

Ключевые слова: новый мировой порядок, однополярный и биполярный мир, современный мир


MODERN WORLD: CONFLICT DIMENSION

Titova Elena Valeryevna
Russian Academy of national economy and public administration under the President of the Russian Federation
(Orel branch) candidate of sociological sciences, associate Professor

Abstract
This article discusses issues of modern world order and the world order, the unipolar world. Aktualisierte the need for the formation of new life meaning of human existence, acceptable to all countries and peoples of the world. Define the place and role of Russia in solving global international problems, as a full subject of international peacekeeping.

Keywords: a new world order, modern world, unipolar and bipolar world


Библиографическая ссылка на статью:
Титова Е.В. Современный мир: конфликтное измерение // Политика, государство и право. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2016/07/4052 (дата обращения: 14.07.2023).

Стремительно меняется лицо мира. Все, кто надеялся войти в XXI в. с “новым мировым порядком”, миром без конфликтов и разграничительных линий, испытывают горькое разочарование. Все чаще говорят о “новом мировом беспорядке”. Мировое сообщество стало разъединённым, раздираемым противоречиями и конфликтами.
Наступили и “конец истории” Ф. Фудзиямы, и “столкновение цивилизаций” С. Хантингтона. Группы стран во главе с США не оставляют попытки сохранить однополярность мира, установить свой порядок в международных отношениях, навязать принципы, которые оказывают явное и латентное давление на политические и социально-экономические процессы в странах СНГ и государствах Ближнего Востока, диктовать логику и направление развития всех стран мира. Столь одностороннее мироустройство ограничивает не только политическую независимость народов, но и подавляет их национальную и историческую самобытность. Снова, после короткого перерыва, вызванного эйфорией “силы права”, возрождается и реализуется доктрина “ограниченного суверенитета”. Процессы взаимозависимости и глобализации развития, несущие в себе немалый положительный потенциал, курируются и направляются небольшой группой стран под эгидой США.
Не выдержав стремления к однополярности в мировой политике, пошатнулась вся послевоенная институциональная система регулирования международных отношений: резко упала роль ООН и ОБСЕ (последние события на Украине), и на мировую арену вышел ее заменитель – блок НАТО, распространивший в своей доктрине и практике региональное право на весь мир.
Мир, “познавший абсолютный дух” Гегеля, почему-то резко воспротивился “концу истории”, написанному под диктовку группы стран, и все быстрее идет к “столкновению цивилизаций”, которое уже сейчас принимает неконтролируемые, непредсказуемые формы этнонациональных, религиозных и прочих конфликтов, большая часть которых из внутринациональных становится глобальными: терроризм и сепаратизм быстро перешагивают национальные границы (Ливия, Сирия и т.д.).
Мир отчаянно сопротивляется единому порядку, единообразию, однополярности, серьезно угрожающим смести национальные культуры, национальную идентичность, цивилизационную ценность стран и целых регионов. Результатом и следствием этого сопротивления является резкое усиление нестабильности как в отдельных странах, так и в целых регионах, причем внутринациональные конфликты и нестабильность почти сразу становятся интернациональными, региональные – глобальными. Сопротивление унификации выражается в разных формах: быстро образуются бессильные и бесплодные союзы, объединения, блоки; наблюдается возврат к традиционным фундаментальным, но нежизненным в XXI в. ценностям и идеалам, к недавно отвергнутым и осужденным формам отстаивания национально-государственных интересов и культурно-цивилизационной самобытности. В этом плане ложатся в один ряд выход США из договора по ПРО, пересмотр роли ядерного оружия в новой военной доктрине России, появление новых ядерных держав (Индия, Пакистан, Северная Корея), распространение оружия массового уничтожения (некоторые его виды становятся доступными для террористов ИГИЛ). [1, с.192]
Не выдерживает таких трансформаций и система международного права: оно не просто нарушается, оно трактуется в частных интересах групп стран, подменяется региональным правом. Конечно, все эти нарушения обозначаются как защита демократии и прав человека. Однако при этом почему-то имеется в виду только одна модель демократии, одна трактовка прав человека. Культурно-цивилизационные особенности других стран объявляются противоречащими “единственно верной” трактовке, отбрасываются и подавляются. Цепь примеров впечатляет: сохранение санкций против Ирака и Сирии, России.
Иногда складывается впечатление, что проводникам идеи однополярного мира, основанного на “общечеловеческих ценностях и мировой цивилизации”, выгоден современный “мировой беспорядок”, о чем свидетельствует стремление к интернационализации нарушений стабильности в любой стране. Конфликты, “пояса нестабильности”, нарушения прав человека и “попрание демократических принципов” создают для сторонников идеи “мировой цивилизации” удобные поводы для вмешательства во внутренние дела отдельных стран и целых регионов, причем вмешательства субъективного, одностороннего, политически ангажированного во имя интересов узкой группы стран, так называемых гарантов демократии и прав человека.
Человечество в результате кровавой второй мировой войны поставило точку на идеях превосходства одной расы и одного государства над другими. Но теперь оно оказалось перед лицом не менее опасной угрозы: силового утверждения ценностей евроатлантической цивилизации. Тот факт, что эти методы все чаще становятся силовыми, а не конкурентными и соревновательными, свидетельствует, что универсальность (и ценность) названной цивилизации все чаще подвергаются сомнению.
После глобальных трансформаций, которые сопровождали Россию на протяжении последнего десятилетия XX столетия, наша страна оказалась включенной в систему международных отношений, открыто враждебную по отношению к ней. По сути сложившийся на сегодня миропорядок мало отличается от того, который Россия наблюдала за весь период своего существования. Та же настороженность в отношении нашей страны, то же стремление любой ценой уменьшить ее роль и влияние на характер протекания мировых процессов, то же желание вытолкнуть ее на периферию мирового развития и использовать лишь в качестве орудия при разрешении конфликтов между другими крупными государствами, претендующими на статус великих держав. [2, с.114].
Все это интернационализирует и актуализирует определения места и роли России в решении мировых международных проблемам. Российская Федерация по масштабам своей территории, количеству населения, наращиванию экономического, научно-технического и военного потенциала становится одним из ведущих участников создания многомерного, биполярного мира.
Без участия России сегодня невозможно найти оперативного и результативного решения таких острых проблем современного мира, как военно-политические конфликты; международный экстремизм и терроризм; усиление социальной дифференциации стран; усугубление экологических проблем; рост крупных экологических катастроф; обострение проблемы энергетической безопасности; неконтролируемое распространение оружия массового уничтожения.
Россия развивает возможность выполнения ею роли посредника и стабилизатора политического, социально-экономического и культурно-цивилизационного равновесия между Востоком и Западом – создание альянсов ШОС И БРИКС. Эта роль определяется культурной особенностью России, соединившей три основные мировые конфессии – христианство, ислам, буддизм. История неоднократно показывала, что всякий раз, когда под влиянием каких-либо факторов, внешних или внутренних, Россия ослабевала, резко обострялись межнациональные и межконфессиональные противоречия и конфликты.
Сегодня, различные государства пытаются в своих корыстных интересах поделить постсоветское пространство, что вызывает волну неуправляемых геополитических изменений, новый передел мира, стимулирует национализм, экстремизм и терроризм.
В настоящее время геополитическое положение России, уровень развития экономики, научный и культурный потенциал народа позволяют ей не только развивать собственное хозяйство, повышая при этом жизненный уровень граждан, но и сформировать уникальный геоэкономический регион, включающий в себя наиболее масштабные страны третьего мира и способный вследствие своего определенного места в системе мирохозяйственных связей оказывать воздействие на экономические, финансовые и политические процессы во всем мире. Создание и развитие этого региона посредством укрепления взаимоотношений с такими странами, как Китай, Индия, Иран и другие, позволит нашей стране более эффективно решать экономические и социальные вопросы собственного развития, влиять на мировые процессы, играть самостоятельную, ведущую роль в глобальных процессах современности, стать полноправным субъектом международного миротворчества, формировать новые жизненные смыслы человеческого существования, приемлемые для всех стран и народов мира.


Библиографический список
  1. Россия в глобальных процессах: поиски перспективы – М.: Институт социологии РАН, 2008. – 319 с.
  2. Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование в условиях стратегической нестабильности. – М.: 2001. – 272 с.


Все статьи автора «Титова Елена Валерьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: