Научный руководитель д.ю.н., профессор Н.В. Мамитова
Миграция населения в современном мире является глобальным явлением. Сегодня миграция является одной из наиболее злободневных проблем, стоящих перед международным сообществом. Практика свидетельствует о том, что миграционные процессы в условиях глобализации и применения, приобретают большое значение перемены места жительства человека.
В условиях глобализации любое государство нуждается в такой миграционной политике, которая при сохранении потенциала конструктивности социальных отношений и минимизации рисков эскалации политической напряженности внутри государства и вокруг своих границ позволяла бы поддержать и приумножить ресурсный потенциал страны для устойчивого, эффективного развития и повышения ее конкурентоспособности на глобальном уровне. Важно также, чтобы миграционная политика способствовала реализации национальных интересов государства как внутри границ, так и за его пределами.
В данный момент к вопросам миграционной политики уделяется особое внимание. Современное состояние миграционной системы вызывает острую необходимость в корректировке проводимой миграционной политики.
Однако на сегодняшний день наблюдаются лишь попытки компетентных органов государственной власти, направленные на приведение миграционного законодательства в соответствие с быстро меняющимися тенденциями в этом направлении. Остаются нерешенными и задачи, связанные с разработкой и принятием правовых мер, направленных на предупреждение, раскрытие, и наказание лиц – мигрантов, допускающих различного рода правонарушения, в том числе и совершение тяжких уголовных преступлений.
Анализ результатов практической деятельности правоохранительных органов России показывает, что количество преступлений, совершенных на территории нашей страны иностранными гражданами и лицами без гражданства, за последние 10 лет увеличилось в 2,5 раза [3, с. 62]. Тем не менее, необходимо признать, что по сравнению с прежним законодательством действующая правовая база миграционной политики сделала в своем развитии принципиальный шаг вперед, установив строгий порядок миграционного учета с применением эффективных мер противодействия нелегальной миграции. Однако, несмотря на положительные тенденции в данной сфере деятельности государственных органов, миграционное законодательство нуждается в пересмотре и совершенствовании.
Эти факты свидетельствуют не только об актуальности выбранной проблематики, но и о том, что миграционная политика должна стать мощной структурной составляющей современной правовой политики России. Следует согласиться с мнением профессора А.В. Малько, о том, что «правовая политика – это прежде всего, системная деятельность по оптимизации юридического ресурса, это набор мер и действий, которые должны отвечать на проблемы и вызовы юридической жизни общества» [5, с. 10].
Сегодня миграция населения продолжает оставаться одним из приоритетных направлений политической стратегии Российской Федерации. Проблемы правового регулирования процессов миграции тесно связаны с вопросами обеспечения законного въезда и пребывания на территории РФ. Как известно, сам предмет международного права прав человека (Human Rights Law) предполагает взаимодействие и сочетание права государства и права индивида. Если мы применим этот общий подход к миграции, то право государства будет выражаться в установлении и соблюдении иммиграционных норм.
Важным моментом становится собственная безопасность иммигрантов, которая состоит в оформленном документально правовом статусе, доступе к социальному обслуживанию, наличии трудовых контрактов и страховых полисов, получении нормальных условий быта и отдыха, семейных гарантиях. Индивидуальное стремление к указанным условиям также является составляющей правового регулирования миграции. Сложность незаконного пребывания этих лиц заключается в отсутствии каких бы то ни было гарантий (правовых, социальных, медицинских, бытовых, трудовых) по отношению к ним со стороны государства. Следовательно, они должны сделать свой выбор в пользу легальных условий иммиграции еще до момента въезда на территорию принимающей страны.
Оценивая опасности незаконной миграции, западные эксперты отмечают: «Неуправляемая миграция зачастую может приводить к неизмеримым социальным, финансовым и политическим издержкам для отдельных людей, общества и правительства в любой точке миграционного спектра, т.е. в стране происхождения, транзита или назначения. Определение основных составляющих национальной миграционной политики является важным шагом в разработке стратегии управления миграционными потоками. Помимо этого, политика должна стремиться учитывать влияние одних составляющих на другие и по возможности интегрировать их в единое целое» [4, с. 11].
К настоящему моменту правовая сфера иммиграции в России включает в себя федеральные законы о беженцах и о вынужденных переселенцах, о правовом положении иностранных граждан № 115-ФЗ и о миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства № 109-ФЗ с соответствующими подзаконными актами. Нужно констатировать, что термин «незаконная иммиграция» во всех этих нормативных документах отсутствует. В ст. 2 Федерального закона о правовом положении иностранных граждан содержится определение законно находящегося в РФ иностранного гражданина. Это лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные документы, подтверждающие его право на пребывание или проживание в РФ [7, с. 59].
Существует аспект, связанный с общей картиной иммиграции. Российская Федерация активно подключилась к борьбе с нелегальной миграцией и деятельностью контрабандных перевозчиков людей. Правовые эксперты указывают, что «причины работорговли в значительной степени обусловлены разницей в социальном положении различных слоев населения и в уровне доходов между различными регионами России, что заставляет людей покидать постоянное место жительства в поисках лучшей жизни и даже просто работы. Эта же причина толкает наших сограждан, граждан других государств СНГ к выезду за их пределы» [6, с. 10].
Государства зачастую ограничиваются в отношении их институтом временного убежища. Этот термин необходимо учитывать, исходя из основных целей иммиграционного контроля, которые состоят в определении правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих на территорию РФ [8, с. 18].
Таким образом, просматривается тенденция, выражающаяся в бессистемном развитии миграционного законодательства, что обусловлено отсутствием в завершенном и нормативно оформленном виде государственной концепции миграционной политики.
Если такие действия будут предприняты, то они смогут стать основой такой миграционной политики, которая обеспечивает совместные усилия принимающего государства, международных организаций, гражданского общества и самих мигрантов.
Процессы глобализации, происходящие в мировом масштабе, требуют современного понимания правовых основ и механизмов управления миграцией на межгосударственном и национальном уровне.
Библиографический список
- Бобырев В.В. Актуальные проблемы правового обеспечения противодействия незаконной миграции // Право и экономика. – 2009. -№1. –С.92-96.
- Костин, Р.А. Современные миграционные процессы и их тенденции в современном обществе. / Р.А. Костин, А.Ю. Лухнов. // Регион: Политика. Экономика. Социология. – № 3. – 2008. – С.129.
- Красинец Е., Тюрюканова Е., Шевцова Т. Миграция населения в Российской Федерации: тенденции развития и проблемы регулирования // Власть. 2004. № 10. С. 63-69.
- Мировой опыт миграционной политики: ретроспектива и новейшие тенденции / Под ред. Г. Витковской. –М.: Гендальф, 2006. С.11-12.
- Правовая политика: учебное пособие / под ред. А.В. Малько, Р.В. Пузикова. Тамбов:, 2012. С. 10.
- Профилактика и противодействие торговле людьми. Особенности деятельности органов внутренних дел. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. –С.10.
- Шерстобоев О.Н. Законодательство о правовом положении иностранных граждан // Российский юридический журнал. -2008. -№5. –С.59-63
- Ястребова А.Ю. Правовые основы современной миграции и формирование иммиграционной политики РФ // Конституционное и муниципальное право. -2009. -№15. –С.18-21.