УДК 378.147

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ЭВРИСТИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ПРАВОВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Крылова Мария Николаевна1, Ворошилова Оксана Николаевна2
1Азово-Черноморская государственная агроинженерная академия, кандидат филологических наук, доцент кафедры профессиональной педагогики и иностранных языков
2Азово-Черноморская государственная агроинженерная академия, кандидат философских наук, доцент кафедры профессиональной педагогики и иностранных языков

Аннотация
В статье обосновывается необходимость использования при преподавании юридических дисциплин в вузе технологии эвристической беседы. Даётся классификация эвристических вопросов, приводятся речевые модели и примеры, описывается методика эвристической беседы.

Ключевые слова: активизация обучающихся, метод обучения, правоведческие дисциплины, эвристическая беседа


THE USE OF HEURISTIC CONVERSATION IN THE TEACHING OF SUBJECTS JURISPRUDENTIAL

Krylova Maria Nikolaevna1, Voroshilova Oksana Nikolaevna2
1Azov-Black Sea State Agroengineering Academy, PhD in Philological Science, Assistant Professor of the Professional Pedagogy and Foreign Languages Department
2Azov-Black Sea State Agroengineering Academy, PhD in Philosophical Sciences, Assistant Professor of the Professional Pedagogy and Foreign Languages Department

Abstract
The necessity of the use of technology of heuristic discussions in the teaching of judicial disciplines in the university is substantiated in the article. Give a classification of heuristic questions, speech models and examples, describes methodics of heuristic conversation.

Keywords: activation of students, heuristic conversation, teaching method, the jurisprudential discipline


Библиографическая ссылка на статью:
Крылова М.Н., Ворошилова О.Н. Использование метода эвристической беседы в преподавании правоведческих дисциплин // Политика, государство и право. 2013. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2013/11/1053 (дата обращения: 13.07.2023).

Беседа в учебной деятельности – обмен информацией и мнениями между преподавателем и обучающимися. Цель беседы со стороны обучающихся – получение новых сведений, пополнение своих учебных знаний, закрепление уже имеющихся знаний. Беседа как метод универсальна: она может применяться на занятиях различных форм, на разных этапах занятия. В методике преподавания правоведческих дисциплин в высшем учебном заведении особенно ценной, на наш взгляд, является эвристическая беседа, которая позволяет активизировать мыслительную деятельность студентов, помочь им самостоятельно найти решение посильных задач.

Мы понимаем эвристическую беседу как устный словесный вопросно-ответный метод активного обучения, основанный на активизации фоновых знаний обучающихся, обучении их анализу различных явлений, самостоятельному принятию решений, развитии находчивости, интуиции, логики.

Технология эвристической беседы состоит в том, что «преподаватель путём постановки перед студентами вопросов и совместных с ними рассуждений подводит обучающихся к определенным выводам, составляющим суть изучаемого учебного материала» [1, с. 49]. Как отмечает Д.А. Кретова, «эвристический метод обучения и воспитания позволяет педагогу предоставить учащимся больше самостоятельности и творческого поиска» [2, с. 24а].

Эвристическая беседа особенно актуальна в сегодняшней системе образования, так как «современное общество требует профессиональной подготовки специалистов, способных к продуктивному труду в различных сферах, умеющих применять научные знания на практике и решать профессиональные проблемные ситуации» [3, с. 74].

Изучением эвристической беседы как технологии обучения и метода активного обучения занимаются многие современные учёные и преподаватели-практики: В.И. Гаибова, Д.А. Кретова, З.К. Меретукова, В.А. Скакун и др. Однако применительно к преподаванию правоведческих дисциплин данные разработки ещё не проводились.

Основной инструмент эвристической беседы – эвристические вопросы. Они должны быть такими, чтобы студенты применяли для ответа логическое мышление, сравнивали, делали предположения, выводы, привлекали свой профессиональный, учебный и жизненный опыт. Эвристический вопрос – это вопрос, на который студен не может найти готового ответа в учебной литературе.

Преподавателю, стремящемуся организовать преподавание правовых дисциплин с помощью эвристической беседы, необходимо знать классификацию эвристических вопросов. Предлагаем один из вариантов такой классификации, выполненный с опорой на исследования В.А. Скакуна [1, c. 50] и В.И. Гаибовой [4, с. 21], в таблице 1. Данная классификация основана главным образом на тех психических процессах, которые активизируются у обучающегося в процессе размышления над ответом.

Таблица 1 – Типы вопросов эвристической беседы

Тип вопроса

Речевые модели

1. На обобщение, выделение важного, основного, наиболее существенного Назовите главные признаки…

Какой… можно назвать (считать) ос­новным (самым важным)?

2. Прогностические – с целью сделать предположение о следствиях и последствиях Что будет, если…

Представьте, что…

Каково будет следствие?

Каковы будут последствия…

3. На сравнение явлений, фактов Сравните два ….

Сравните процессы…

Какой … удобнее (более результативен; экономичен, точен, справедлив)?

4. На доказательство, при­ведение доводов «за» и «против», выражение собственного мнения Докажите, что…

Приведите доводы «за» и «против»… Почему… Аргументируйте.

Можно ли взглянуть на проблему с другой стороны?

5. На формулировку выво­дов, понятий, собствен­ных суждений и т. п. Сделайте вывод о…

Попытайтесь сформулировать определение… (если его нет в учебнике) Выскажите своё мнение о…

6. На применение получен­ных знаний в практиче­ской деятельности Когда вы будете юристом (специалистом по экономической безопасности, экономистом, инженером), как вы сможете использовать…

В какой области…

Какие навыки…

7. Диагностические – на поиск причин Почему…

Назовите причины…

По какой причине нарушаются данные законодательные нормы?

8. На установление межпредметных связей Знания по какому предмету…

С какими дисциплинами связана данная тема?

Какие знания по истории (правоведению, философии)…

9. На уточнение Может быть, вы приведёте пример?

Может быть, вы уточните свою мысль?

Можете ли вы назвать другой способ…?

 

10. Вопросы о вопросах Почему это вопрос важен?

Легко или сложно ответить на этот вопрос? Почему? 

При проведении семинарских занятий по правовым дисциплинам могут быть эффективно использованы практически все типы эвристических вопросов. Рассмотрим это на примере различных правовых дисциплин.

Уголовное  право.

Первое занятие  всегда предусматривает установление  межпредметных связей данного предмета с другими правовыми дисциплинами, изучаемыми студентами. Мы используем вопрос:

?      С какими дисциплинами связана данная отрасль права? (правоведение, административное  право, конституционное право).

При изучении уголовной ответственности, характеризуя её признаки, можно использовать вопросы на обобщение, выделение существенных признаков изучаемых фактов:

?      Какой из признаков уголовной ответственности можно назвать основным?

?      Назовите основной принцип действия уголовного закона в пространстве.

?      Назовите отличия преступления от иных правонарушений.

В общей части уголовного права зачастую студентам предлагается разрешать правовые казусы, в процессе решения которых они  формируют выводы, высказывают собственные суждения:

?      Какие именно процессуальные действия не могут быть совершены в отношении депутата без согласия палаты?

?      Имеет ли место в этом случае освобождение от уголовной ответственности? Обоснуйте своё решение.

Также используются вопросы прогностические, на доказательство, приведение доводов «за» и «против»:

?      Квалифицируйте действия Кониной [действующее лицо одного из казусов]. Изменилось ли бы ваше решение, если бы произошел взрыв, было бы серьезно повреждено здание гостиницы, были бы жертвы среди мирного населения?

При изучении темы «Преступления против половой неприкосновенности» хорошо использовать вопросы на сравнение и сопоставление  признаков преступлений:

?      Различие между изнасилованием и насильственными действиями сексуального характера заключается в признаках: а) объективной стороны этих преступлений; б) субъективной стороны этих преступлений; в) субъекта этих преступлений.

Аграрное право.

При изучении тем «Крестьянско-фермерское хозяйство» и «Личное подсобное хозяйство» студентам предлагается заполнить таблицу (таблица 2), где они сравнивают две формы ведения сельскохозяйственной деятельности гражданами – яркий пример использования эвристических вопросов на сравнение и сопоставление.

Таблица 2 – Сравнение различных форм ведения сельскохозяйственной деятельности гражданами

№ п/п

Вопросы

Крестьянское

хозяйство

Личное  подсобное

хозяйство

1.

Каков  вид  деятельности?    

2.

Кто имеет право на создание?    

3.

Кто может стать членом  хозяйства?    

4.

 Учредительный  документ    

5.

Требуется ли государственная регистрация хозяйства?    

6.

Имущество, используемое  для  ведения хозяйства    

7.

Раздел имущества фермерского хозяйства    

8.

Какие земельные участки предоставляются для создания хозяйств    

9.

Глава  хозяйства    

10.

Виды деятельности хозяйства    

11.

Прекращение ведения хозяйства    

12.

Государственная поддержка     

При  изучении  темы «Государственное  регулирование  отдельных видов  сельскохозяйственной деятельности» можно применять вопросы на объяснение причин:

?      Для чего проводится подтверждение соответствия продукции национальным стандартам, стандартам организации  и  системам  добровольной  сертификации?

?      Для чего создаются Федеральные фонды семян?

?      Для чего создаются страховые фонды семян?

?       Для чего существуют переходящие фонды семян?

Трудовое  право.

Можно использовать вопросы на предположение о следствиях и последствиях, особенно при изучении тем: «Охрана труда», «Дисциплина труда», «Трудовые споры». Вот  пример вопросов:

?      Каковы особенности увольнения работника за разглашение ох­раняемой законом тайны?

?      В каких случаях работодатель несёт материальную ответственность перед работником?

?      Что может послужить основанием для привлечения гражданина к дисциплинарной  ответственности?

?      Был ли нарушен какой-либо из основных принципов трудового права? К каким последствиям это могло бы привести?

Использование этих и подобных вопросов активизирует студентов, делает более интенсивной их работу на занятии. Вопросы права перестают быть для них чем-то абстрактным. Студенты включаются в правовое поле, начинают осознавать важность получаемых ими правовых знаний для своей будущей профессиональной деятельности.

Мы предлагаем некоторые рекомендации по организации и методике проведения эвристической беседы.

Необходимо строго придерживаться плана беседы, её логики, выстраивать линию вопросов и ответов так, чтобы студенты неизменно чувствовали порядок развития темы. Важно чётко фиксировать внимание студентов на основных аргументах и выводах, являющихся первостепенными для постижения сущности изучаемого правоведческого материала; добиваться чёткого их уяснения. В завершение беседы обязательно подводить итог, связывать результат и начало, устанавливать, достигнуты ли цели.

Преподаватель должен уверенно удерживать ход беседы, не позволять студентам увести себя в сторону от темы с помощью не относящихся к делу примеров и вопросов. Необходимо разнообразить вопросы в зависимости от ответов студентов, регулировать ход их высказываний, поощрять вопросы студентов друг другу и педагогу, особенно если эти вопросы эвристические. Кстати, студенты быстро осваивают технологию эвристической беседы и перестают задавать «простые» вопросы по содержанию учебного материала. Возможно даже столкновение разных точек зрения студентов на тот или иной юридический вопрос; преподавателю при этом лучше не торопиться высказывать (а тем более – навязывать) своё мнение. О важности поощрения вопросов со стороны студентов и вовлечения их в дискуссию мы уже писали ранее [5]. Как пишет В.И. Гаибова, «в отличие от обсуждения как обмена мнениями, дискуссией называется обсуждение-спор, столкновение точек зрения, позиций и т. д.» [4, с. 18], что особенно ярко проявляется в процессе эвристической беседы, переходящей в дискуссию.

Чтобы активизировать беседу, педагогу следует чаще обращаться к студентам с предложением оценить ответ одногруппника, откорректировать его, высказать своё собственное мнение по данному вопросу. Важно не ограничиваться выслушиванием только активных студентов, постепенно привлекать к обсуждению и тех, кто молчит, добиваться оживления в ходе беседы всех студентов группы. Преподаватель не должен удовлетворяться ответами и объяснениями общего характера; с помощью дополнительных вопросов нужно стараться добиваться от обучающихся конкретных ответов. При затруднениях студента в ответе мы рекомендуем не торопиться просить ответить другого обучающего; лучше задать отвечающему звучащий по-новому наводящий вопрос; напомнить о знакомом факте, привести пример, который может вывести на верный ответ.

При организации беседы по правоведческим дисциплинам невозможно не использовать «естественную проблемность» материала юридического предмета: возможность интерпретации и оценки того или иного правового акта; выбор статьи или решения; обоснование наилучшего варианта и т. п.

Итак, в ходе преподавания правоведческих дисциплин очень важно использовать такой метод активного обучения, как эвристическая беседа. Освоив основные типы эвристических вопросов, педагогу следует методически верно вести беседу, что будет способствовать развитию мышления обучающихся, активизации их учебной деятельности и, как следствие, повышению качества овладения ими юридическими знаниями.


Библиографический список
  1. Скакун В.А. Методика преподавания специальных и общетехнических предметов (в схемах и таблицах). М.: Академия, 2005. 128 с.
  2. Кретова Д.А. Использование эвристического метода в творческом развитии личности обучающегося // Научные исследования в образовании. 2010. № 4. С. 24a–27.
  3. Меретукова З.К. Дидактическое вопросополагание на лекционных и семинарских занятиях как средство реализации развивающего потенциала проблемного обучения в процессе подготовки специалиста // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. № 1. С. 74–84.
  4. Гаибова В.Е. Эвристическая беседа как один из типов организации дискуссии // Ярославский педагогический вестник. 2008. № 2. С. 18–22.
  5. Крылова М.Н. Способы мотивации учебной деятельности студентов вуза // Перспективы науки и образования. 2013. № 3. С. 86–95.


Все статьи автора «Крылова Мария Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

2 комментариев к “Использование метода эвристической беседы в преподавании правоведческих дисциплин”

  1. 31.01.2014 в 21:35

    Очень полезная статья, спасибо авторам за методическую разработку!

  2. 02.02.2014 в 16:59

    Спасибо за добрые слова! Если будет возможность, процитируйте нашу статью. Сейчас это самая высокая оценка…

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: