Медицинская документация термин, который сегодня используют не только медицинские работники, но и юристы, последние даже чаще. Так как именно на основе медицинской документации строятся все претензии и иски к медицинским организациям. Именно она является главным доказательством по любому медицинскому делу в судебном процессе. Медицинские работники обязаны вести медицинскую документацию, так как это входит в их должностные обязанности. Реформа системы здравоохранения, которая продолжается уже несколько лет, многое обновила в нормативно-правовой базе здравоохранения, был полностью изменен понятийный аппарат, касающийся охраны здоровья людей, но законодателем опять не дано понятие медицинской документации и не определен ее правовой статус.
Термин «медицинская документация» используется во многих правовых актах и уже давно стал общеупотребляем, но все-таки необходимо закрепление на уровне федерального закона данного понятия. В данной статье мы проанализируем нормативные акты, где встречается данный термин и докажем необходимость закрепления термина медицинская документация на законодательном уровне.
Так первый нормативный акт, который необходимо рассмотреть это ФЗ №323 от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»[1] (далее ФЗ-323), данный закон содержит большой понятийный аппарат, но термина медицинская документация в нем нет, хотя по тексту закона мы его встречаем. Так в ст. 20 ФЗ-323 предусмотрено, что информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства оформляется в письменном виде, подписывается пациентом, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником и помещается в медицинской документацию.
Следующая статья, где мы встречаем термин медицинская документация ст. 22 ФЗ-323, где указано, что пациент либо его законный представитель может непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать на основании такой документации консультации у иных врачей и имеет право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии или выписки из медицинских документов. На основании данных норм можно говорить о том, что законодатель признает понятие медицинская документация и наделяет ее юридической силой. Так пациент обладает правами по владению медицинской документацией, правда на практике не всегда ясно, какие именно документы отнесены к данному понятию. С чем конкретно имеет право, знакомится пациент, какие документы он может получить в оригинале, что может получить только в копии, а к чему вообще должен быть закрыт доступ. На основании данной нормы можно сделать вывод, что медицинской будет считаться любая документация, которая содержит сведения о здоровье пациента. Но всегда ли это так?
Так, например врачебная комиссия (приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502н “Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации[2]“) в медицинской организации обязана разбирать жалобу пациента, или просто какой дефект медицинской помощи и оформляет свое заседание и решение протоколом. Пациент на основании заявления имеет право получить выписку из данного протокола, и решение врачебной комиссии отражается в медицинскую документацию. То есть данным приказом определено, что сам протокол врачебной комиссии, хотя и содержит информацию о здоровье пациента, медицинской документацией не является, хотя формально подпадает под этого определение. Такая ситуация, безусловно, не совсем правильна.
Также необходимо отметить, что медицинская документация содержит в себе врачебную тайну, то есть согласно ст. 13 ФЗ-323 сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении. Федеральным законом предусмотрен запрет на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том
числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей. Это требование накладывает на работу с медицинской документацией дополнительные обременения по защите этой информации.
Помимо этого можно обратиться к другим нормативным актом, которые содержат термин медицинская документация, например Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.12.2008 № 782н ”Об утверждении и порядке ведения медицинской документации, удостоверяющей случаи рождения и смерти”[3], который учетную форму № 106/у-08 “Медицинское свидетельство о смерти” и учетную форму N 106-2/у-08 “Медицинское свидетельство о перинатальной смерти”. Данный приказ утверждает отдельный вид медицинской документации учетные формы. Приказ Минздрава РФ от 30.12.2002 N 413 “Об утверждении учетной и отчетной медицинской документации” утверждает:
-учетную форму № 039/у-02 “Ведомость учета врачебных посещений в амбулаторно-поликлинических учреждениях, на дому”.
-учетную форму № 007/у-02 “Листок ежедневного учета движения больных и коечного фонда стационара круглосуточного пребывания, дневного стационара при больничном учреждении”.
-учетную форму N 016/у-02 “Сводная ведомость движения больных и коечного фонда по стационару, отделению или профилю коек стационара круглосуточного пребывания, дневного стационара при больничном учреждении”.
Из анализа данных учетных форм, которые, законодателем, тоже отнесены к медицинской документации можно сделать вывод, что они носят скорее статистический характер и нужны для экономического обоснования работы медицинской организации. Получается, что данные документы тоже отнесены к медицинской документации, то пациент может знакомиться и с ними, так как в них содержится его персональные данные и информация о его здоровье. Все учетные формы медицинская организация обязана выдавать пациенту по его требованию. Все ли данные, которые содержатся в этих учетных формах нужны пациенту и должен ли он вообще их знать? Исходя из анализа нормативных актов, получается что да, пациент может получать эту информации и использовать ее по своему усмотрению. На практике это может породить серьезные юридические последствия для работы любой медицинской организации.
Из приведенного анализа можно сделать вывод, что правовая неопределенность с понятием «медицинская документация» в жизни может приводить к казусам, как для пациента, так и для медицинской организации. Возможно, на сегодняшний день эту проблему решить на локальном уровне, для этого каждая медицинская организация должна разработать свое Положение о ведении медицинской документации, где утвердить, что именно будет относиться к медицинской документации, кому ее можно выдать и в каком виде. Это будет реальная помощь медицинским работникам, которые сейчас находятся в правовой ловушке. Конечно, это решение тоже не идеально, так как каждый сам будет решать такой важный вопрос что такое «медицинская документация» и может быть большая разница в понимании этого, единообразия применения норм о медицинской документации не будет. Но это будет решением многих проблем, пока законодатель не решил это на вопрос на уровне федерального законодательства.
Библиографический список
- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011г. // Собрание законодательства РФ, 28.11.2011, N 48, ст. 6724.
- Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502н “Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации” // “Российская газета”. № 141. 22.06.2012
- Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.12.2008 N 782н (ред. от 27.12.2011) “Об утверждении и порядке ведения медицинской документации, удостоверяющей случаи рождения и смерти” // “Российская газета”. №10. 23.01.2009