УДК 327

ОСОБЕННОСТИ МОДЕРНИЗАЦИИ В МУСУЛЬМАНСКОМ МИРЕ

Ланцова Мария Дмитриевна
Забайкальский государственный университет

Аннотация
XX и XXI столетия можно охарактеризовать как время больших перемен, затронувших практически каждый уголок земного шара, каждую страну. Появились новые реалии, в корне отличающиеся от старых устоев, приобретающие все более масштабный нарастающий характер. Не обошли перемены даже те страны, традиции которых казалось бы невозможно пошатнуть. Речь идет о модернизации стран мусульманского мира, которые также подверглись стремительным переменам в различных сферах человеческой жизни.

Ключевые слова: демократические ценности, Ислам, модернизация, религия


FEATURES OF MODERNIZATION IN THE MUSLIM WORLD

Lantsova Maria Dmitrievna
Transbaikal State University

Abstract
XX and XXI century can be characterized as a time of great changes which affected almost every corner of the globe, every state. There are new realities which are radically different from the old foundations. These realities are gaining a larger growing scale. Changes didn’t evade even those countries whose traditions seemed unshaken. We are talking about modernization of the Muslim world, which also undergone rapid changes in different spheres of human life.

Библиографическая ссылка на статью:
Ланцова М.Д. Особенности модернизации в мусульманском мире // Политика, государство и право. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2014/04/1566 (дата обращения: 13.07.2023).

Многие считают, что ислам является самой консервативной религией в мире, которая не признает никакие изменения, постигшие человеческое сообщество со времен пророка Мухаммеда. Но на практике это оказалось не совсем так, о чем свидетельствуют изменения в этих странах, которые будут рассмотрены далее. Главной причиной модернизации  является стремление мусульманских стран сократить разрыв в уровнях развития с развитыми странами. Возникает вопрос: может ли модернизация разрушить исконную систему культурных ценностей мусульманских государств или же наоборот, модернизация будет способствовать благоприятному развитию этих стран? Для того, чтобы ответить на этот вопрос необходимо рассмотреть конкретные перемены, происходящие в мусульманском мире, последствия таких изменений и сделать вывод об их благоприятности или же отрицательном влиянии на эти страны. Для примера рассмотрим некоторые государства Ближнего и Среднего востока.

Целесообразно начать с процесса приспособления правовой мысли мусульманских стран к реалиям современности. Для начала обратимся к общему понятию мусульманского права. Право в этих странах остается неизменным на протяжении многих веков, но, несмотря на это в последнее время государства мусульманской традиции предприняли серьезные законодательные реформы, в основном касающиеся расширения демократических основ в политической системе, защите прав человека. Примером таких изменений являются: проведение свободных демократических выборов в законодательные органы власти, которые за прошедшие несколько лет состоялись в Йемене, Алжире, Иордании, Марокко, Кувейте и в других странах, проведение массовой реформы образования, а также включение в тексты конституций большинства государств соответствующих статей, в которых гарантируются общие права граждан. Например, в конституции Бахрейна (Ст.5.2) сказано: « Государство регулирует обязанности женщин в семье, их общественные обязанности, их равенство с мужчинами в экономической жизни, культурной, социальной, а также политической, не нарушая при этом положения Шариата ». А в конституции Турецкой республики говорится: «Республика Турция – демократическое, светское и социальное государство, основанное на нормах права; опирающееся на концепцию общественного спокойствия, национальной солидарности и справедливости; уважающее права человека…». Такие положения конституций развеивают некоторые мифы по поводу полной непоколебимости мусульманского права. На сегодняшний день Турция действительно является динамично развивающейся страной, которая успешно внедряет как исламские, так и демократические нормы в повседневную жизнь, её часто ставят в пример всем молодым арабским демократиям, ищущим свой путь развития и свой способ совместить демократическую систему и глубоко укоренившиеся нормы ислама.

Но стоит отметить, что мнения исследователей и граждан мусульманских стран по вопросу расширения демократических основ в политических системах стран Ближнего и Среднего Востока расходятся: одни считают, что многие принципы демократии не могут вписаться в правовую систему мусульманских стран, другие, наоборот, полагают, что Ислам не может быть почвой для нарушения прав и соответствует многим принципам демократии.

В отечественном и зарубежном востоковедении выделяют несколько групп, образовавшихся в результате разногласий по поводу модернизации в мусульманских странах:

1.Традиционалисты – выступают за ограничение нововведений, считают, что ислам – единственная определяющая сила, которая поддерживает устойчивость общества и формирует нормативный порядок и самобытность культуры;

2. Модернисты. приверженность к прошлому – признак отсталости, они выступают за полное обновление культуры на основе заимствования западных течений культуры философских доктрин западной мысли; [1, C. 98-109].

3. Синтез представителей 1 и 2 групп – наиб распространенное  направление. Выступают за синтез ценностей запада и традиционного наследия;

4. Крайние традиционалисты (фундаменталисты) упорно сопротивляются новшествам, опираются на традиционализм в узком смысле, а также на идентичную религиозность;

Но, несмотря на сложившиеся разногласия по поводу модернизации, она все-таки имеет место в мусульманских странах и будет справедливым отметить тот факт, что модернизация влечет за собой кардинальные перемены во всех сферах жизнедеятельности этих стран – как положительные, так и отрицательные последствия, являясь, таким образом, социальным регулятором [2].  Эти изменения видны невооруженным глазом, что можно подтвердить реальными примерами:

1.На пороге XXI века страны Ближнего Востока столкнулись с огромным числом безграмотного населения. Эту проблема потребовала незамедлительного решения т. к. безграмотность – огромное препятствие на пути к прогрессу, играющему важную роль в современном мире.

По мнению некоторых экспертов на Ближнем востоке вопиющий уровень безграмотного населения. В 2005 году был озвучен доклад генерального директора Лиги арабских государств по вопросам образования, науки и культуры (АЛЕКСО) Монжи Буснина, который отметил, что неграмотность является главным тормозом социального, культурного, экономического и политического развития в арабских странах. Кроме этого, организацией была приведена статистика относительно уровня безграмотности в странах Ближнего Востока, согласно которой 70 миллионов жителей арабского мира в возрасте старше 15 лет не умеют читать и писать, при том, что число неграмотных женщин превышает число неграмотных мужчин почти в два раза — 46,5% против 25,1%. Но стоит учитывать, что в разных мусульманских странах ситуация не одинакова. В странах, где начали успешно проводиться реформы, направленные на ликвидацию безграмотности, уровень необразованного населения стремительно падает. В пример можно привести Иорданию (самый высокий уровень грамотности среди стран Ближнего Востока-90%), Иран, Сирию и Саудовскую Аравию. Например, в Иордании в 1964 году был принят закон о всеобщем девятилетнем образовании, а позднее — об обязательном десятилетнем школьном образовании. Таким образом, мы можем увидеть, что модернизация в сфере образования постепенно приносит положительные результаты [3].

2. Изменения коснулись и положения женщины в мусульманском обществе. Начиная с XX века можно проследить улучшение правового статуса женщины, хотя неоспоримым является тот факт, что по сравнению с западными странами права женщин в странах Ближнего и Среднего Востока очень ограничены и определяются преимущественно в соответствии с религиозными нормами. Уровень правового статуса женщины в разных странах Ближнего востока является неодинаковым. Например, в Марокко права женщины реализуются в большей степени, нежели чем в Иране. Но, тем не менее, прогресс очевиден и в пример можно привести тот факт, что во многих арабских странах увеличивается число школ для девушек, помимо этого, в большинстве арабских государств женщины имеют право голоса, а профессиональная деятельность становится все более доступной для них. Ко всему прочему отмечается уменьшение полигамных браков, что опять-таки говорит о возрастающей роли женщины как личности.

3. Потребности экономического развития также ставят перед мусульманским обществом необходимость нового осмысления целого ряда традиционных положений Ислама. Как известно в настоящее время наиболее развитые страны переходят к постиндустриальному типу развития, а это значит, что они процветают не за счёт материальных производств и добывающей промышленности, а благодаря сфере услуг. В мусульманских странах наоборот существует сырьевая направленность экономики, например в Саудовской Аравии на сферу материального производства приходится почти 67% ВВП, в Катаре 78% ВВП. Эти данные свидетельствуют о том, что мусульманским странам необходимо модернизировать свою экономику, так как сырьевая направленность делает государство зависимым от продажи сырья, а следовательно оно становится очень неустойчивым. В связи с этим, правительства мусульманских государств предпринимают ряд попыток для того, чтобы модернизировать экономику. Например, в ОАЭ предпринимается целенаправленная политика властей по освоению новых сфер промышленно-хозяйственной деятельности, которая способствовала появлению новых секторов экономики (перерабатывающая промышленность, сельскохозяйственная, строительство ТЭС, развитие бизнеса и туризма). Но все-таки, несмотря на некоторые успехи, подавляющее большинство мусульманских стран не может отказаться от полной сырьевой направленности, в результате чего модернизация в экономической сфере протекает вяло.

4. Процесс модернизации повлиял и на мировоззрение мусульман. Западные ценности свободы, получающие широкое распространение на экранах телевидения и в СМИ влияют на сознание молодежи. В настоящее время можно проследить изменение отношения некоторых мусульман к институту брака (неразборчивость половых связей, разводы), непослушание родителей. Такие явления не являются столь масштабными в мусульманском мире, но все – же необходимо помнить, что раньше такое поведение было совершенно неуместным в мусульманских странах.  Значительно изменились процессы коммуникации в исламском обществе [4].

Некоторые мусульмане считают, что процесс модернизации неразрывно связан с навязыванием чуждых им ценностям погони за деньгами и удовольствиями, неуважение к родителям, тем самым подрывая нравственность мусульман и их самобытность. Другие же полагают, что модернизация несет в себе и положительные перемены, приближающие их родину к своеобразной «стране изобилия» [5].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что модернизация имеет как плюсы, так и минусы. Но определенно ясен тот факт, что гиперболизация культурной самобытности является тормозом или препятствием процесса модернизации общества, но вместе с тем, без учета специфики собственной  культуры невозможно поддержание стабильности в обществе и его устойчивое развитие. Стоит отметить, что самобытность мусульман зиждется на принципах, которые объединяют всех мусульман, которые не зависят от времени и внешнеполитических обстоятельств, не поддаются трансформации. Это такие понятия, как:

Умма (каумия)- народность как сообщество «сердец и душ»

Асабия-объед людей на основе родственных связей

Ватамия- отечество как территориальное единство

Таким образом, перед мусульманами в настоящее время стоит серьезная проблема, которая требует незамедлительного решения. Как сказал современный марокканский мыслитель Абду Филали-Ансари: «Как сегодня остаться мусульманином? Ответить на этот вопрос непросто. С одной стороны, ислам предстает как собрание верований, не менявшихся веками, с другой — современность предлагает нам систему новейших представлений, соответствующих последним научным теориям и идеям, интеллектуально более состоятельным в глазах современного человека. Две эти стороны часто оказываются несовместимыми, если под исламом понимать не только религию, но и форму, в которой она воплощается в сознании миллионов. Большинство мусульман живет двойственной жизнью: сохраняет верность мусульманской общине, но не следует всем принципам, которые диктует такая верность. Религия и повседневность вступают в резкое противоречие друг с другом».

Таким образом, мусульманским странам Среднего и Ближнего востока предстоит адаптировать свою политическую систему таким образом, чтобы идя в ногу с современным миром не потерять своего лица и своей самобытности.


Библиографический список
  1. Е. А. Кривец «Арабская культ самобытность», Восток 1994 №2 – C.98-109.
  2. Скрипкарь М.В. Понятие и классификация социальных регуляторов // Вопросы управления. 2011. № 16. С. 197-201.
  3. Ближний Восток перед лицом проблемы неграмотности, П.Н. Мамедзаде / [Электронный ресурс] // Режим доступа:http://www.iimes.ru/rus/stat/2005/11-04-05.htm
  4. Топоркова Е.П., Скрипкарь М.В. Основы современных коммуникаций. -Чита: ЗабГУ, 2011. -163 с.
  5. Скрипкарь М.В. Общественные мечты: от «золотого века» к «стране изобилия» // Социосфера. 2013. № 1. С. 128-130.


Все статьи автора «lantsova»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: