Развитие технологий в бизнес-услугах, в сочетании с взрывным ростом социальных сетей и подключения к данным, уже навсегда изменили во многих отношениях участников бизнес – сообществ и пользователей виртуального мира. К сожалению, при подключении и пользованием электронных технологий, также есть темная сторона, которая заключается в развитии киберпреступности. Киберпреступность возникает в основном невидимым способом, жертвы которого понимают это только после того, как им был причинен ущерб и они стали мишенью. Вот как раз таки этот факт дает понимание разновидностей коррупционной киберпреступности, которая является наиболее угрожающим видом экономической преступности.
Многие не имеют четкого представления о том, были ли нарушены их права в сети, которая содержит данные о пользователе, либо о виде деятельности этого пользователя.
Цель нашего исследования заключается в разработке вида коррупционной киберпреступности, как нового направления в исследовании проблем коррупции.
Коррупционная киберпреступность, это прежде всего виновное, общеопасной деяние, совершенное физическим лицом с целью извлечения личной выгоды.
Возможны два варианта последствий коррупционной киберпреступности:
- Практические последствия - наступают за проведенные коррупционные схемы в киберпространстве и могут быть применены к коррумпированным киберпреступникам.
- Социальные последствия – исходя из транснационального характера распространения коррупции, такие явления негативно отразятся на возможности развивать межкультурный и межрелигиозный диалог в международной бизнес-арене.
Актуальность работы, прежде всего, состоит в том, что исследование показывает путь борьбы с коррупционной киберпреступностью, которая определяться в недобросовестности партнеров различных сфер жизни и деятельности организационной культуры пользователей сети с помощью электронных технологий.
В демократическом обществе, где свобода слова гарантируется Конституцией РФ, средства массовой информации могут играть жизненно важную роль в плане выявления коррупции, повышение уровня информированности общественности, соблюдение и поддержание профессиональных стандартов. Не возможно в достаточной мере оценить ту роль, которую играют средства массовой информации в повышении этических ценностей и в снижении уровня коррупции. Большое количество пользователей, которые являются зависимыми по охране своих данных, защита этих данных является фундаментальным для бизнеса, правительства и сил безопасности, так как большинство преступлений совершаются именно по способу кибер-атак, где более широкое использование в размещение данных становится виртуализированная среда. Эта угроза исходит от использования физических мер безопасности в дополнение к программному обеспечению на основе систем, используемых для защиты сети. Степень коррупционных схем в киберпространстве не может быть точно определена, следовательно, и анализ распространенности данного вида мы можем определить исходя из виктимности коррупционной киберпреступности.
Проблемы безопасности, с которыми сталкиваются сегодня, многочисленны и разнообразны. Уязвимость системы безопасности которая, может быть использована киберкоррупционным преступником может поставить под угрозу конфиденциальность и целостность данных или системы. Субъектом преступления в этом случае может быть: должностное лицо государственной или муниципальной службы, руководитель юридического лица различной организационно-правовой формы, представитель международной компании. К примеру, возможно вредоносная программа использует поддельные ссылки в газетных веб-сайтах для фишинга своих целей. Вот это и объясняет рост преступлений в бизнес-среде, где надзор и внутренние процедуры являются очень слабыми, что приводит к злоупотреблениям со стороны внутренних сотрудников, партнеров или конкурентов по бизнесу. Можно определить систему информационной безопасности как организованную совокупность органов, средств, методов и мероприятий, обеспечивающих защиту информации от разглашения, утечки и несанкционированного доступа [1, с.257]. Чтобы внести свой вклад в снижение уровня коррупции путем поддержки оперативного функционирования необходимо создать комплексное агентство, которое будет координировать борьбу с киберкоррупцией. Целью стратегии является снижение уровня коррупции и достижение антикоррупционной культуры в киберпространстве, которая будет взаимодействовать с развитыми странами, выполняя следующие задачи:
1. Устранение условий, которые позволяют возникновение и развитие киберкоррупции;
2.Создание правовых и институциональных рамок для предотвращения и сокращения коррупционной киберпреступности;
3.Последовательно ввести уголовную и административную ответственность за незаконные действия в киберпространстве с использованием своего служебного положения по использованию или распространению данных;
4.Установить соответствующие этические стандарты и эффективно внедрять в международную борьбу с коррупцией в киберпространстве.
В связи с ростом использования технологии, в частности, появлением открытых стандартов, позволяющих использовать различные системы для виртуальной связи и обмена данными, безопасность онлайн-операций бизнес-сообществ стала слабой. Более целостный подход к безопасности в настоящее время должен быть принят на международном уровне. Система безопасности должна разрабатываться на более структурированном и стандартизированном подходе с использованием ИТ-сети, которые позволяют большую гибкость в адаптации решения конкретных требований. Данные играют такую важную роль в современном мире, что поиск эффективных способов защиты их от многих угроз, в настоящее время является актуальным. Сетевая безопасность в системах промышленной автоматизации должны достичь две цели. Во-первых, система сетевой безопасности должна защитить критически важные активы системы от несанкционированного доступа в использовании данных. Во-вторых, система сетевой безопасности должна достичь первой цели таким образом, чтобы не скомпрометировать промышленные операции. Сочетание этих двух целей может быть более сложной, чем кажется на первый взгляд. Например, маршрутизаторы с активными брандмауэрами часто страдают от серьезного удара по производительности. Сетевая безопасность может также нарушить нормальные сетевые операции наложением дополнительных загрузок системы. В чем состоит опасность несанкционированного использования данных на примере бизнес-сообществ? В конечном счете, коррупционная киберпреступность не является строго говоря проблемой технологии. Организации не подвергается нападению компьютеров, они подвергаются кибер-атакам со стороны людей, пытающихся использовать человеческую слабость столько, на сколько это позволяет сделать техническая уязвимость. Целесообразно предложить роль гражданского общества в качестве заинтересованной стороны в борьбе с коррупцией [2]. Повышение осведомленности о видах коррупции [3, с.51] не может быть недооценена. Институты гражданского общества должны разработать антикоррупционные образовательные материалы [4] в рамках программ привлечение внимания общественности вида так называемой коррупционной киберпреступности, для информировании общественности о требовании проверки системы безопасности виртуальной сети.
Для чего возможно предпринять конкретные шаги по шести ключевым приоритетам:
- Создать альянс международного бизес-сообщества для решения общей проблемы коррупционной киберпреступности;
- Образование и развитие института антикоррупционного информатора, в качестве которого может выступать физическое или юридическое лицо;
- Содействие подхода разведки под руководством и лучшего обмена информацией;
- Улучшение потенциала и возможностей органов сил безопасности для борьбы с коррупционной киберпреступностью;
- Укрепление международного взаимодействия по борьбе с коррупцией в киберпространстве;
- Обеспечения внутренней и внешней базы безопасности корпораций по технологическим изменениям.
В качестве ключевых инициатив в соответствии с предложенными приоритетами необходимо осуществлять национальный интерактивный механизм отчетности для предотвращении коррупционной киберпреступности. Возможно создание онлайновой сети отчетности для моментального сообщения о попытке киберугрозы. Это обеспечит более четкое представление о коррупционной киберпреступности, которая влияет на организацию работы в киберпространстве. В конечном счете, регулирование вида коррупционной киберпреступности в виртуализированном пространстве нужно установить нормативно-правовые нормы, чтобы киберпространство не стало убежищем для преступности и не привело к уменьшению его использования честными гражданами во всем мире.
Оценка факторов риска, свойственных организации и реализации надлежащей политики и процедуры безопасности уменьшает риск угрозы возникновения коррупционной киберпреступности. Возможно, самым значительным видом коррупции признается киберкоррупция в бизнес-сообществах, которая и представляет собой наиболее сложную задачу борьбы с ней. Хотя важность различных факторов может меняться от места к месту, от времени и территории, кажется, что, для процветания коррупции необходимы некоторые ключевые предпосылки. Итак, рассмотрим четыре предварительных фактора, способствующих процветанию коррупции в бизнес-среде [5, с. 210-211]:
Первый фактор, коррупция способствует, если существует набор императивов и стимулов, которые поощряют кого-то участвовать в коррупционных сделках. Они могут включать, например, низкие и нерегулярные зарплаты чиновников. Такие должностные лица могут быть вынужденными коррупционерами. Политическое давление может также убедить людей действовать противоправно, например, когда депутат выступает в ущерб общественному благу, в обмен на голоса.
Второй фактор, наличие множества возможностей (полномочий) для личного обогащения увеличивает соблазн в коррупционных действиях. Некоторые экономические условия являются гораздо более благоприятны для коррупции, в частности минеральные, газовые и нефтяные ресурсы находящиеся на более плодородной территории, чем те, которые полагаются на натуральное сельское хозяйство. Размер и рост государственных ресурсов может определить возможности для коррупции, а также при выделении этих ресурсов предоставляет возможность для коррупционной деятельности.
Третий фактор, доступ и контроль над денежными средствами. Стимул и возможность создать фактическое участие в торгах или же иметь доступ к оффшорным счетам для отмывания денег.
Четвертый фактор, низкий риск разоблачения и минимальное наказание. Коррупция будет процветать, где есть неадекватные и неэффективные органы управления. Отсутствие охраны правопорядка, обнаружения и преследования способствует развитию коррупции Слабый внутренний контроль, такие как финансовый менеджмент, аудит и кадровая система также облегчают условия процветания коррупции. Исходя из того, что средства массовой информации и гражданское общество [6] находятся под контролем и цензурой, коррумпированные политики и чиновники меньше стали бояться наказания.
Цифровая война обостряется, путем образования кибер-атак против корпораций, правительств и отдельных лиц. Эффективность этой стратегии позволяет властям обнародовать результаты своих усилий по борьбе с коррупцией в рамках международных СМИ, цифровых сетей и интеллектуальных устройств, в надежде что это приведет к политической и правовой реформе. Хорошее управление имеет не менее важное значение как для предотвращения злоупотреблений со стороны субъектов частного сектора, а также создания условий, где честные компании могут конкурировать справедливо. Предотвращение коррупции является важной частью повестки дня корпоративного управления. Коррупция может расти в различных политических и экономических условиях, в связи с чем она особенно процветает там, где подотчетные структуры и процессы управления слабы. Слабое управление не обязательно ведет к коррупционным действиям – действительно может быть много честных людей, действующих честно либо их поведение, являются результатом некомпетентности или бесхозяйственности, а не коррупции.
Библиографический список
- Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности: учебник – СПб.: АНО ИПЭВ, 2009. 336с.
- Хайрутдинова Л. Р. Открытое партнерство государства и общества в борьбе с коррупцией как форма повышения культуры российского бытия // Культура и образование. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/02/1381 (дата обращения: 15.03.2014).
- Гилинский Я.И. Коррупция как социальный институт. Что делать? // Прокуратура и институты гражданского общества в противодействии коррупции. Научно-практическая конференция, Санкт-Петербург, 23 мая 2008 года. Материалы конференции. – С.-Пб.: Изд-во СПб юрид. ин-т Акад. Ген. прокуратуры РФ, 2008. С. 50-53.
- Хайрутдинова Л. Р. Взаимодействии институтов гражданского общества с органами государственной власти в противодействии с коррупцией в Республике Татарстан в сравнении с зарубежным опытом // Политика, государство и право. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2014/03/1468 (дата обращения: 17.04.2014).
- Хайрутдинова Л. Р. Построение основы для борьбы с коррупцией в международной бизнес-среде // Диалектика противодействия коррупции: материалы III Всероссийской научно-практической конференции, 4 декабря 2013 г. – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. С. 209–211 .
- Гриб В. В. Взаимодействие государства и гражданского общества: правовые проблемы // [Электронный ресурс]. URL: http://www.juristlib.ru/book_7536.html (дата обращения: 17.04.2014)
Представляется, что выделение коррупционной киберпреступности автором указанной статьи является преждевременным. В данной работе, несмотря на некорректно сформулированную цель, так и осталось не проработанным само понятие “коррупционной киберпреступности”. Не определены границы рассматриваемого явления. Не говоря о том, что само понятие “киберпреступность” является на данный момент дискуссионным и признается отнюдь не всеми криминологами.