Исследование проблемы представительства на исторических и современных срезах обладает рядом преимуществ, позволяющих глубже и обстоятельнее раскрыть важнейшие черты одного из древнейших правовых институтов: природу, становление, эволюцию и развитие представительства как многопланового и сложного юридического явления, которое по сей день не утратило теоретического и практического значения.
Более того, в условиях демократического правового государства, свободной рыночной экономики, возрастания роли судебной защиты материальных и нематериальных прав физических и юридических лиц роль представительства как гарантии в механизме правоохраны и правозащиты будет возрастать.
Знание же природы, истории становления и развития института представительства позволяет усовершенствовать материально-правовые слагаемые названного института и таким путем сделать его более эффективным в правоприменительной практике, использовать его преимущества для охраны и защиты жизненных благ и ценностей человека и гражданина, а также юридических лиц.
Все эти факторы и обусловливают необходимость многомерного подхода к изучению представительства в российском гражданском праве. Такого рода многомерность как раз и видится в сочетании двух уровней исследования представительства: исторического и современного. Об этом и пойдет речь далее.
На первых ступенях юридического развития всякого народа, когда правовые нормы настолько просты и несложны, что доступны пониманию всех и каждого, тяжущиеся имеют возможность вести свои дела лично, не прибегая к посторонней помощи [1].
Однако с развитием культуры жизненные отношения становятся разнообразнее и сложнее, а вместе с тем усложняются и соответствующие юридические нормы. Знание и применение их становится затруднительным для большинства граждан, а тяжущиеся, не обладая специальной подготовкой, сами уже не в состоянии вести свои дела, им необходима помощь человека, хорошо знающего постановления материального права и формы процесса, то есть появляется потребность в особом классе лиц, который бы специально занимался изучением права и мог оказывать нуждающимся юридическую помощь или правозаступничество.
В гражданском праве Древнего Рима стороны долго не могли возлагать на третьих лиц защиту своих интересов, поскольку они должны были выступать лично [2, с. 76]. Только впоследствии из этого правила были допущены исключения в отношении опекунов и лиц, попавших в плен.
Первоначально было лишь непрямое представительство, то есть действия лица не от имени представляемой стороны, а от собственного имени представителя, но за свой счет. Основанием допущения этой формы представительства служила неспособность лиц выступать в процессе в силу возраста, пола, состояния здоровья и иных причин. И только в формулярном процессе институт представительства получил признание по существу [3, с. 78].
Здесь представители открыто выступали со стороны дееспособных лиц под именем когниторов. Это поручение они получали от заинтересованной стороны (dominus litis) и назначались последней. Дальнейшее развитие представительства и более простой его формы связано с назначением процессуального представителя-прокуратора. К устному содействию сторонам допускались также адвокаты, но без представительства в собственном смысле.
До возникновения и утверждения института представительства обязанность лично присутствовать на процессе обусловливалась еще и тем, что производство в суде было письменным, основывалось на документах, свидетельских показаниях, в том числе письменных объяснениях тяжущихся, отражавших их позицию по делу, требования, основанные на законах.
Стоит сказать, что для составления такого рода документов требовались знания и умение, которые в Древней Греции привели к появлению логографов, специально занимавшихся подготовкой объяснений для суда по поручению соответствующей стороны. Можно сказать, что это была опосредствованная форма представительства, его своеобразное первое появление в Древней Греции.
А в Древнем Риме представительство проистекало из патроната, являвшегося особым институтом римского права. Он заключался в том, что римский гражданин, став патроном чужеземца, который становился в положение клиента, оказывал последнему правовую помощь, совершал в его интересах сделки, защищал перед римским судом. При этом патрон действовал не как представитель чужеземца, а как защитник его интересов.
Иной смысл в понятие «патрон» вкладывает Ю. Ф. Лубшев, утверждающий, что определенное лицо могло быть принято в род римского гражданина на правах, равных родственникам [4, с. 69]. Действительно, древнейшая римская семья, так называемая агнатическая семья, представляла собою союз людей, объединенных не кровной связью, а подчинением власти одного и того же домовладыки – paterfamilias. В древнейшее время только он был носителем правоспособности в сфере частного права, а члены семьи правоспособности не имели.
Во всяком случае юридическим родством была не кровная, когнатическая связь, а основанная на власти и подчинении связь агнатическая. Естественно, что патерфамилиас был вправе представлять интересы семьи и ее членов в суде, но это не было наемное представительство, а родственное [5, с. 18 ].
Между тем патрон и патронат в Древнем Риме появились значительно позже и означали, с одной стороны, лицо, осуществляющее патронат [6, с. 429], а с другой – особую форму представительства, фактически устанавливавшую зависимость неполноправных или бедных граждан от богатых. Следовательно, в Древнем Риме патрон выступал прежде всего как покровитель.
Как видим, даже в Древнем Риме патрон и патронат изначально никак не увязывали с представительством. Во многих странах Европы патрон как субъект представительства появился значительно позже. Это произошло тогда, когда патроны получили право выполнять те же функции, что и адвокаты, то есть и возможность представлять стороны в процессе, а слово «патрон» начало вытесняться новым термином «прокуратор».
Однако за много веков до этого, еще во времена Римской республики, произошло событие, сыгравшее позитивную роль в развитии представительства: адвокатура выделилась как составная часть представительства. Адвокатское сословие постепенно получило характер особой корпорации при суде. В законах императоров наряду с адвокатами упоминаются и поверенные (procurators), которые отдельного сословия не составляли, но получали право выступать в суде.
Таким образом, представительство обрело статус самостоятельного правового института и отдельного вида деятельности, благодаря чему расширился круг субъектов, которые были вправе по поручению представлять чужие интересы.
Иначе говоря, к рассматриваемому времени институт представительства эволюционировал в отношении граждан, являвшихся истцом и ответчиком в суде. Выразилось это в том, что, во-первых, каждый гражданин получил возможность вести свое дело в суде как лично, так и с помощью другого лица, представителя, который замещал его в судебном процессе. Во-вторых, в качестве представителей в суде могли участвовать различные субъекты, а не только адвокаты.
Стоит сказать, что эволюции представительства в субъектном плане благоприятствовало следующее обстоятельство. Если в отношении гражданина можно было требовать и обеспечить личную явку в суд, то данное требование становилось невыполнимым, когда стороной судебного процесса были юридические лица, например, государство, его структурные подразделения, церковь, монастырь и т. д. В таких случаях интересы перечисленных субъектов процесса могли представлять только уполномоченные на то лица: доверенное лицо короля, князя, церкви, монастыря (старосты, настоятели, монахи), знавшие законы. Это было представительство юридических лиц.
Именно институты родственного представительства и представительство юридических лиц, как подчеркивается в юридической науке, расчистили путь для наемного представительства. Это хронологически совпало с формированием феодальных государств на европейском континенте (XIII-XVII вв.). Но обратимся к истории России.
Стоит отметить, что до середины 1860-х годов в Российской империи действовали стряпчие, ходатаи, заступники, поверенные, которые выполняли функции представительства. Свод законов Российской империи ненадлежащим образом регулировал институт представительства. Своей обособленной организации у поверенных не существовало, требования образовательного и нравственного цензов к ним не применялись, контроль и надзор за их деятельностью не осуществлялся, а фактически профессию ходатаев осуществляли лица, не только не имеющие юридического образования, но и просто отсутствием должного общего образования [7, с.76].
Накануне судебной реформы 1864 г. внутреннее состояние института поверенных мало чем отличалось от прежнего, если иметь в виду, что ходатаи по делам являлись порождением господствовавшей в то время инквизиционной системы процесса, их деятельность еще больше дискредитировала правосудие в глазах общественного мнения.
Прогрессивные общественные круги в стране все более осознавали необходимость реформирования института представительства. Однако этому противились российские самодержцы, которые боялись и не желали реформировать данный институт [8, с.4]. Тем не менее даже в таких трудных условиях в 60-х гг. XIX в. в России удалось учредить новую профессиональную адвокатуру.
Вот как эти вопросы урегулировало «Учреждение судебных установлений» от 20 ноября 1864 г. Во введении к нему указывалось, что судебная власть распространяется на лиц всех сословий и на все дела: гражданские и уголовные (статья 2) [9, с. 257]. А раздел IX «Учреждения судебных установлений» определял круг лиц, состоявших при судебных местах. В числе таковых указывались и присяжные поверенные, которые по избранию или назначению занимались делами тяжущихся, обвиняемых, других лиц (ст. 353).
Еще одним немаловажным этапом процесса эволюции института представительства, а именно создание его базы с определенными составными элементами преемственности, связан с видом систематизации советского гражданского законодательства, начавшейся в 1922 году. В данный период развития института представительства выделяется кодификация советского гражданского и гражданского процессуального права 1960-х гг.
Ровно также как и Гражданский кодекс РСФСР, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР 1964 года посвятили большинство норм регламентации института представительства и таким образом путем интегрировали основы регулирующих его норм права и создания межотраслевого цивилистического института представительства. Данного рода отношения межотраслевой интеграции норм права, регулирующих институт представительства, с превалирующей силой обозначил себя после развала СССР и создания бывшими союзными республиками суверенных и независимых государств, начавших осуществление как судебных, так и судебно-правовых реформ, созданию новой национальной правовой системы.
Впервые на этот путь вступила Россия, высшая представительная власть которой 12 декабря 1993 года приняла Конституцию Российской Федерации и 24 октября 1991 года утвердила Концепцию судебной реформы в РСФСР. С помощью чего была подготовлена фундаментальная правовая основа для реформы российской базы законодательства и создания национального права в новых как экономических, так политических и социальных условиях. Одним из первых законов значится и ГК Российской Федерации 1996 года, сохранивший и усовершенствовающий институт представительства.
Библиографический список
- Барихин А. Б. Большой юридический энциклопедический словарь А. Б.. Барихин. – М.: Книжный мир, 2000.
- Гаврилов С. Н. Адвокатура в Российской Федерации / С.. Н. Гаврилов. – М., 2000.
- Колоколова Э. Е. Адвокат – представитель в гражданском процессе / Э. Е. Колоколова. – М., 2004.
- Лубшев Ю. Ф. Адвокатура в России / Ю. Ф. Лубашев. – М., 2001.
- Мартынчик Е. Г., Колоколова Э. Е. Российская адвокатура на переломе веков (сравнительно правовое исследование) // Адвокатская практика. 2001, № 2.
- Новицкий И. Б., Перетерский И. С. Римское частное право / И. Б. Новицкий, И. С. Перетерский. – М.: Юристь, 2006.
- Титов Ю. П. Хрестоматия по истории государства и права / Ю. П. Титов. – М., 2002.
- Черкасова Н. В. Образование и развитие адвокатуры в России // Закономерности возникновения и развития политико-юридических идей и институтов. – М.: Изд-во АН СССР, 1986.