УДК 94(47)

ВОЕННО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ЭПОХУ НАПОЛЕОНОВСКИХ ВОЙН

Цеглеев Эдуард Александрович
Вятская государственная сельскохозяйственная академия
кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии

Аннотация
В статье исследуется стратегия и тактика мобилизации людских ресурсов России в русскую армию в эпоху наполеоновских войн. Рассматривается военно-демографический потенциал России, Франции, Австрии, Германских государств, Англии. Численность русской армии в ходе рекрутских наборов наращивалась пропорционально необходимости, достигнув максимума в 1812 – 1814 гг. Грамотная военно-демографическая политика позволила России добиться победы почти с минимально возможными в тех условиях потерями.

Ключевые слова: война, мобилизация, Наполеон, население, рекрутские наборы, Россия, русская армия, Франция


MILITARY AND DEMOGRAPHIC POLICY OF RUSSIA DURING THE EPOCH OF NAPOLEONIC WARS

Zegleev Eduard Alexandrovich
Vyatka State Agricultural Academy
candidate of historical sciences, Associate professor of History and Philosophy chair

Abstract
The article considers the strategy and tactics of mobilization of human recourses to Russian army during the epoch of Napoleonic wars. The author observes military and demographic potential ofRussia,France,Austria, German states andEngland. The quantity of Russian army increased by recruiting in accordance with necessity and reached its peak in 1812-1814 years. Competent military and demographic policy letRussiawin the war with minimal losses by that time.

Keywords: France, mobilization, population, recruiting, Russia, Russian army, war


Библиографическая ссылка на статью:
Цеглеев Э.А. Военно-демографическая политика России в эпоху наполеоновских войн // Политика, государство и право. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2014/03/1462 (дата обращения: 11.09.2024).

Наполеоновские войны (1799 – 1815 гг.), разразившиеся на просторах континентальной Европы, ознаменовали собой глубокие изменения в геополитической конфигурации мира, социально-экономическом и социокультурном развитии. Эпоха наполеоновских войн, и особенно Большая Европейская война 1812 – 1815 гг., привели к существенным демографическим потерям в ходе массовых мобилизаций, к гибели миллионов солдат армий противоборствующих стран и мирных жителей. При этом стратегия и тактика мобилизации людских ресурсов зависели от демографического потенциала государств и коалиционных раскладов.

К 1800 г. страной с самым многочисленным в Европе населением была Россия. Численность подданных Российской империи составляла около 43 600 000 человек. Во Франции в то же время проживало около 27 300 000 человек, в Австрии – около 20 000 000 человек, в Германских государствах – около 23 200 000 человек, в Англии – около 16 200 000 человек. Ясно, что в этих условиях Россия могла себе позволить на первых порах относительно мягкую военно-мобилизационную политику. Франция же, воюя с коалициями государств, с самого начала наполеоновских войн вынуждена была опустошать страну мобилизациями.

Комплектование русской армии осуществлялось на основе рекрутских наборов. В ХVIII в. обычно проводился 1 рекрутский набор в год по норме: 1 рекрут с 500 душ населения, который давал около 25 тысяч рекрутов. Постоянные войны, которые вела Россия в начале ХIХ в., и особенно противостояние с наполеоновской Францией, требовали увеличения численности войск. Поэтому военное министерство было вынуждено в некоторые годы или проводить по 2 набора в год, или увеличивать норму поставки до 2 – 5 рекрутов с 500 душ. Но и этого к концу 1-го десятилетия XIX в. оказалось недостаточно, так как Франция на основе всеобщей воинской повинности способна была мобилизовать в армию за один призыв до 8% мужского населения. К тому же Наполеон взял под контроль большую часть зарубежной континентальной Европы и мог использовать её людские ресурсы.

К концу1811 г. численность русской армии составляла около 450 тысяч человек. При этом больше половины войск располагались в различных губерниях Российской империи, а также были задействованы на театре военных действий против Турции и Ирана. На западных границах России против 600-тысячной Великой армии Наполеона было сосредоточено около 200 тысяч человек. В этих условиях накануне и во время решающего противостояния с Наполеоном в России за 2 года было проведено 5 рекрутских наборов, норма поставки рекрутов по которым доходила до 8 – 10 человек с 500 душ. Такая пропорция позволяла мобилизовать в армию за 1 набор до 2% мужского населения [1, с. 54].

18 сентября1811 г. Александр I издал указ о начале проведения 81-го рекрутского набора из расчёта 4 человека на 500 душ. В ходе его предполагалось собрать 135 тысяч человек [2, с. 200]. В ходе 81-го набора в рекруты привлекались крепостные крестьяне по назначению помещиков, а также удельные, государственные крестьяне и мещане по приговорам обществ.

Для приёма и освидетельствования рекрутов в губернских и уездных городах создавались рекрутские присутствия. В них входили гражданские и военные чиновники, а также врачи. В губернских городах в рекрутское присутствие входили губернатор, губернский прокурор, губернский стряпчий, один из советников Казённой Палаты, губернский предводитель дворянства, командир гарнизонного батальона, специально командированный для приёма рекрутов военный чиновник, члены врачебной управы. В уездных городах в рекрутское присутствие входили вице-губернатор, уездный предводитель дворянства, уездный судья, городничий, уездный казначей, военные приёмщики и имеющиеся в уезде медики. Наличие в рекрутском присутствии военных приёмщиков, заинтересованных в наборе здоровых рекрутов, и врачей, проводящих их медицинский осмотр, делало освидетельствование достаточно объективным.

В составленном в военном министерстве «Наставлении рекрутским присутствиям» говорилось, что в рекруты следует принимать людей от 18 до 37 лет ростом не ниже 2 аршин и 3 вершков. Допускался приём в рекруты «людей имеющих такого рода телесные пороки или недостатки, кои не могут служить препятствием маршировать, носить аммуницию, владеть и действовать ружьём, т. е. не браковать: 1. редковолосых. 2. разноглазых и косых, ежели только зрение их позволяет прицеливаться ружьём. 3. Имеющих бельмы, или пятна на левом глазе, лишь бы правой глаз был совершенно здоров. 4. Заик и косноязычных, естьли только могут сколько-нибудь объясняться. 5. Не имеющих до 6 или до 8 зубов боковых, лишь бы только были в целости передние, для скусывания патронов необходимые. 6. С маловажными на черепе наростами, не препятствующими носить кивер или каску. 7. С недостатком одного пальца на ноге, если только представляемый в рекруты не может затрудняться в свободной и скорой ходьбе. 8. Имеющих на левой руке один какой-либо сведённый палец, не препятствующий заряжать и действовать ружьём». Решение о том, брать или не брать рекрута, принималось большинством голосов членов рекрутского присутствия.

Каждый рекрут получал в рекрутском присутствии обмундирование. В него входили кафтан солдатского покроя с обтяжными пуговицами и стоячим воротником, суконная шинель, суконные панталоны на холстинной подкладке, суконный галстук с манишкой, суконный ранец для поклажи рекрутского багажа, фуражка, одна пара новых кожаных сапог с летними и зимними подвертками, две рубахи и двое портков. Обмундирование или материалы и деньги на его изготовление должны были поставлять отдатчики.

Собранных рекрутов следовало отправлять в назначенные места партиями по 300 – 500 человек под конвоем. На партию из 300 рекрутов полагался конвой в составе 1 офицера, 2 унтер-офицеров и 20 рядовых из гарнизонного батальона. В случае недостатка офицеров и нижних чинов в конвой разрешалось включать чиновников гражданского ведомства и обывателей [3, л. 20].

Всего в ходе 81-го набора в России было собрано 120 тысяч рекрутов. Из них в депо, где формировались резервы, поступило 84 996 человек. Остальные пошли на доукомплектование войск

Ещё не закончился 81-й набор, а правительство в апреле1812 г. объявило новый – 82-й набор. На эту чрезвычайную меру подтолкнула возрастающая угроза войны с Францией. 82-й набор проводился из расчёта 2 человека на 500 душ. По этому набору предполагалось собрать около 70 тысяч человек [4, с. 43].

Часть рекрутов этого набора должна была пойти на формирование 12-ти новых полков: двух пехотных в Рязани, двух пехотных в Тамбове, двух пехотных во Владимире, двух пехотных в Костроме, двух егерских в Ярославле и двух егерских в Воронеже.

В Ярославль направлялись 1 487 рекрутов их Ярославской губернии, 1 134 – из Вологодской, 1 350 – из Нижегородской. Всего – 3 971 рекрут.

В Воронеж направлялись 1 964 рекрута из Воронежской губернии, 1 511 – из Саратовской, 500 – из Пензенской. Всего – 3 975.

В Рязань направлялись 1 834 рекрута из Рязанской губернии, 1 618 – из Симбирской, 628 – из Казанской. Всего – 3 980 рекрутов.

В Тамбов направлялись 1 986 рекрутов из Тамбовской губернии, 112 – из Казанской, 997 – из Оренбургской, 877 – из Пензенской. Всего – 3 972 рекрута.

В Кострому направлялись 1 574 рекрута из Костромской губернии, 1 617 – из Пермской, 303 – из Нижегородской, 476 – из Казанской. Всего – 3 970 рекрутов.

Во Владимир направлялись 1 764 рекрута из Владимирской губернии, 1 811 – из Вятской, 405 – из Казанской.

Формирование полков в Рязани, Тамбове и Воронеже было поручено генерал-майору Русакову, а в Ярославле, Костроме и Владимире – генерал-майору князю Урусову.

Из 3-го учебного Гренадерского батальона выделялось 36 унтер-офицеров, 36 барабанщиков и 360 рядовых по 3 унтер-офицера, по 3 барабанщика и по 30 рядовых в каждый формирующийся полк. Также выделялось по 3 офицера из первого и второго кадетских корпусов и по 3 офицера из двух дворянских батальонов, т. е. в каждый формирующийся полк по 1 офицеру. Для занятия остальных офицерских вакансий приглашались отставные офицеры.

Всего в 12 новых полков поступило 23 888 рекрутов. Из них впоследствии были созданы 2 резервных дивизии.

К середине июня1812 г. численность русской армии составляла 480 тысяч человек. Из них 220 тысяч были сосредоточены на западных границах [5, с. 43]. В условиях начавшейся войны с Францией этих сил было недостаточно и правительство вновь провело экстраординарный рекрутский набор. 4 августа было объявлено о начале 83-го набора. Была установлена небывало высокая норма поставки рекрутов – 10 человек с 500 душ. В ходе 83-го набора предполагалось мобилизовать в армию около 180 тысяч человек [6, с. 43]. На этот раз в рекруты полагалось принимать государственных и удельных крестьян, а также мещан. Из крепостных же крестьян формировалось ополчение.

Были снижены требования к возрастным и физическим параметрам рекрутов. Нижний возрастной порог оставался прежним – 18 лет. Верхний повышался с 37 до 40 лет. Если раньше в рекруты принимали людей не ниже 2 аршин и 3 вершков, то теперь – не ниже 2 аршин и 2 вершков. Снижение критериев отбора было обусловлено необходимостью собрать небывало большое количество рекрутов с целью пополнения личного состава регулярных войск и подготовки резервов на случай затяжной войны с наполеоновской Францией.

Проведение экстраординарных рекрутских наборов, а также включение в состав полевых войск ряда ополчений позволили к началу1813 г. увеличить численность русской армии до 572 тысяч человек. Однако необходимость пополнения несущей потери армии и комплектования резервов вынуждала правительство объявлять новые рекрутские наборы. Еще 30 ноября1812 г. был объявлен 84-й рекрутский набор. Этот набор проводился из расчёта 8 человек на 500 душ. В ходе его было собрано около 160 тысяч рекрутов. Наконец, в1813 г. был объявлен 85-й набор. Он проводился также из расчёта 8 рекрутов на 500 душ и растянулся до1814 г. [2, с. 201-202].

Всего за 1800 – 1815 гг. Россия мобилизовала в вооружённые силы около 2 301 000 человек, что составляет 5,27% от численности населения страны. За этот же период Франция мобилизовала около 3 154 000 человек (11,55% от численности населения страны), Австрия – около 700 000 человек (3,55% от численности населения страны), Германские государства – около 760 000 человек (3,3% от численности населения), Англия – около 793 000 (4,9% от численности населения страны).

Безвозвратные военно-оперативные потери русской армии в наполеоновских войнах составили около 579 000 человек (25,2% от числа мобилизованных). Безвозвратные военно-оперативные потери французской армии составили около 1 900 000 человек (60,2% от числа мобилизованных), австрийской армии – около 184 000 человек (26,3% от числа мобилизованных), армий Германских государств – около 396 000 человек (52,6% от числа мобилизованных), английской армии – около 230 000 человек (29% от числа мобилизованных) [7, с. 227].

В эпоху наполеоновских войн России довелось участвовать в русско-австро-французской войне (1805 г.), русско-прусско-французской войне (1806 – 1807 гг.), уничтожить армию «двунадесяти языков» в Отечественной войне 1812 г., совершить Освободительный поход 1813 – 1814 гг., завершившийся взятием Парижа. Россия сыграла решающую роль в разгроме империи Наполеона. При этом численность русской армии наращивалась пропорционально необходимости, достигнув максимума в 1812 – 1814 гг. Вопреки спекулятивным теориям «пушечного мяса» и «забрасывания противника трупами» можно констатировать, что победоносное для России завершение эпохи наполеоновских войн было достигнуто благодаря военной стратегии русского командования, военному искусству русских военачальников, выучке и храбрости русских солдат. Всё это наряду с грамотной военно-демографической политикой позволило добиться победы почти с минимально возможными в тех условиях потерями.


Библиографический список
  1. Бескровный Л.Г. Некоторые вопросы истории Отечественной войны1812 г. // Вопросы истории. – 1962. – № 10.
  2. Бескровный Л.Г. Отечественная война 1812 г. – М., 1962.
  3. Государственный архив Кировской области (ГАКО). Ф. 582. Оп. 6. Д. 1191.
  4. Богданов Л.П. Комплектование русской армии накануне Отечественной войны1812 г. // Военно-исторический журнал. – 1972. – № 1.
  5. Жилин П.А. Гибель наполеоновской армии в России. – М., 1974.
  6. Богданов Л.П. Русская армия в1812 г.: организация, управление, вооружение. – М., 1979.
  7. Михалев С.Н. Военная стратегия: Подготовка и ведение войн Нового и Новейшего времени. – М., 2003.


Все статьи автора «Цеглеев Эдуард Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: