В рамках реализации реформы местного самоуправления в РФ значительную актуальность имеет вопрос определение объективного подхода к решению научно-практического дискурса о конституционно-правовом статусе местного самоуправления в РФ. Консенсусное понимание контекста данного дискурса является базисом для развития эффективной государственной стратегии в области развития местного самоуправления.
Многие аспекты реформы местного самоуправления в РФ непосредственно связаны с решением данного дискурса, прежде всего – это легитимность участия представителей государственной власти в процессе образования органов местной власти.
Например, Федеральный закон Российской Федерации от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 263 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” вносит изменения в ч.5 ст. 37 ФЗ -№ 131, в которой, в частности говорится: « В муниципальном районе,городском округе,городском округе с внутригородским делением,во внутригородском образовании города федерального значения половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом соответствующего муниципального образования,а другая половина-высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) » [2].
В этой связи появились ряд экспертных заключений, делающих вывод о том,что принимавшиеся начиная с 2003 года (когда была издана новая редакция рамочного закона) нормативные акты последовательно урезали автономию МСУ, поправки 2014 года выглядят очередным шагом в том же направлении, причём ставящим местное самоуправление на грань ликвидации и перехода к системе назначений [2]. Сторонники данных заключений проводят аналогии между судьбой дореволюционного земства и современного местного самоуправления. По их мнению, Земская реформа Александра II в 1889-1890 гг. была столь существенно урезана введением должности назначаемых губернаторами земских начальников и созданием при губернаторах присутствий по земским делам, что нормативные акты 1889-1890 гг. получили наименование земской контрреформы.
В данном дискурсе определение объективного контекста анализа прежде всего надо искать в конституционном статусе местного самоуправления РФ.
В ст.12 Конституции РФ указано: «Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». Далее в ст.130 Конституции РФ подчёркивается: «Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления» [1] .
Таким образом, можно сделать вывод о конституционной модели местного самоуправления в РФ-это комплексная система социального управления, направленная на взаимодействие институтов непосредственной муниципальной демократии и институтов муниципального управления в целях устойчивого развития муниципального образования и безопасности местного сообщества. В ст.132 Конституции РФ определяются не только функции институтов местного самоуправления РФ, но и возможности взаимодействия с органами государственной власти [].
В этой связи, вводимая норма Федеральным законом Российской Федерации от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 263 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” вносит изменения в ч.5 ст. 37 ФЗ № 131 является логическим продолжением подтверждения соблюдения конституционных принципов демократического федеративного государства с республиканской формой правления [2] .
В данном контекстуальном тренде в настоящее время происходит реформирование системы деятельности институтов муниципального управления.
Так, в рамках законопроекта № 447241-6 “О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” и Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” устанавливается [4] :
- выборное должностное лицо местного самоуправления, а также глава муниципального образования могут избираться представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса (в этом случае глава муниципального образования возглавляет местную администрацию);
- для главы муниципального образования, избранного представительным органом из своего состава предусматриваются, две альтернативные возможности: он либо возглавляет местную администрацию, либо исполняет полномочия председателя указанного представительного органа с правом решающего голоса (ранее было предусмотрено, что он исполняет полномочия председателя представительного органа);
- определяется, что в случаях, когда в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется, глава этого поселения входит в состав представительного органа поселения с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя.
Следует отметить, что практиками законодательного процесса в конце 2014г.- начале 2015 г. был предложен механизм повышения ответственности депутатов за качеству своей деятельности.
В частности , законопроектом № 447241-6. “О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” и Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” устанавливается запрет выдвигаться кандидатами при проведении досрочных выборов в представительный орган муниципального образования для лиц, которые являлись депутатами указанного представительного органа, распущенного на основании установленного судом факта, что данный орган в течение 3-х месяцев подряд не проводил правомочного заседания (за исключением тех, в отношении которых судом установлено отсутствие вины за действия, которые привели к роспуску представительного органа) [4] .
Анализ изложенного позволяет сделать вывод, что эффективность функционирования системы местного самоуправления определяется множеством факторов, обусловленных результативностью и эффективностью деятельности всех его субъектов, а также связей (взаимодействия) между ними, т.е. сформированным социальным капиталом.При этом базисными элементами системы местного самоуправления являются население и местная публичная власть, представленная системой органов местного самоуправления. Как следствие, эффективность местного самоуправления в решающей степени определяется эффективностью реализации предоставленных им полномочий в соответствии с Конституцией и законодательством страны, а также эффективностью взаимодействия населения и местной власти. В данном случае не имеет альтернативы вывод о том, что совершенствование взаимодействия населения и местной власти является важнейшим фактором повышения эффективности местного самоуправления. Движение в иную сторону не имеет перспективы, ибо в условиях отсутствия связей (взаимодействия) главных субъектов – населения и местной власти – система местного самоуправления теряет качественную определенность и перерождается в нечто иное (диктатуру государственной власти или др.).
При этом важно уяснить социальную природу указанного взаимодействия населения и власти. Оно обусловлено тем, что местное самоуправление как системное общественное явление входит в систему социальных отношений, представляющих собой особые отношения в человеческой жизнедеятельности, складывающиеся как в их “вертикальном”, так и “горизонтальном” измерении. В демократическом обществе источником власти является народ, формирующий путем демократических процедур (выборы и др.) органы публичной власти, наделяя их полномочиями осуществлять управление общественными процессами. На локальной территории, в границах муниципальных образований, управляющее воздействие органов местного самоуправления (публичной власти) проявляется в результате складывающихся муниципально -властных отношений между субъектами и объектами управления в местном сообществе как системе. Социальный механизм такого управления можно представить как совокупность приемов, технологий реализации социальных целей, достижения определенных результатов, удовлетворения общественного и индивидуального интереса.
Библиографический список
- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // CПС «КонсультантПлюс»
- Федеральный закон Российской Федерации от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 263 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”//CПС «КонсультантПлюс»
- Законопроект № 447241-6. “О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” и Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”//СПС «КонсультантПлюс»
- Законопроект № 664950-6 “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”//СПС «КонсультантПлюс»