Когда начинают анализировать проблемы государственной и муниципальной службы в Российской Федерации, составлять таблицы значимости этих проблем и предлагать пути решения, наряду с проблемами социального обеспечения государственных служащих, заработной платой, оценкой эффективности их работы можно увидеть проблему нравственности. Ни один перечень проблем не посмеет обойти этическую сторону этой профессии. Но в большинстве случаев, упоминанием всё и ограничивается. Если рядом с другими проблемами гордо соседствуют крупные диаграммы, множество цифр просто кричат о низких показателях или, наоборот, слишком высоких, а колонка «Пути решения» пестрит самыми разнообразными вариантами, то невдалеке от нравственных проблем обычно записано: «Недоверие людей к чиновником вызвано их плохим отношением к населению. Необходим контроль» и на этом все.
Конечно, социальное обеспечение и эффективность работы – крайне важные аспекты деятельности, но нравственная сторона, благодаря которой оформляется лицо страны, которая формирует общее представление обо всем чиновничьем аппарате – не менее важный аспект, пусть и не связанный с экономическими показателями. И уделить ему должное внимание – значит позаботиться о престиже государственной службы нашей страны.
Для анализа заявленной темы необходимо ответить на ряд вопросов, которые окажут помощь в рассмотрении данного вопроса.
Первый вопрос, который нас интересует, можно сформулировать так: почему нравственной проблеме государственных служащих нужно уделить особое внимание и на каком основании ее значимость можно приравнять к значимости других, экономических и социальных, проблем этой сферы?
Начать нужно хотя бы с того, что в глазах каждого человека государственный служащий олицетворяет государство. С давних времен русский народ привык уважать и бояться того, кто выступает от имени государства: охраняет ли он порядок, следит за поступлениями налогов или просто отвечает на вопросы граждан. Поэтому внимание населения, из любопытства, интереса, их обязанностей, особенно пристально приковано к таким людям. Для простых граждан имеет большое значение этичность должностного поведения государственных служащих, а под таким пристальным взглядом народных масс трудно что-либо скрыть. Поведение человека, облаченного властью, является своеобразным эталоном для остальных. Моральные и этические нормы не являются обязательными, их устанавливает общество, и от того, на сколько добросовестно им следуют государственные служащие, во многом будет определять, как им будут следовать люди других профессий. Более того, зачастую именно по нравственным качествам представителей той или иной государственной службы делают вывод о качестве работы всего органа, а профессиональные и деловые качества отодвигаются на второй план.
Именно поэтому нравственная составляющая должна быть стержнем, на который будут «нанизываться» профессиональные качества, умения, деловые навыки государственного служащего. Но как раз этот стержень очень сложно создать и формализовать в отличие от профессиональных обязанностей, которые можно представить в виде нормативных требований. Можно ли закрепить нравственные основы государственного служащего правилами и требованиями? В некотором смысле, да. Этический кодекс – вот фундамент регулирования нравственности.
Прежде чем говорить об этическом кодексе, необходимо понять, так ли он необходим, а для этого сформулируем второй вопрос и ответим на него.
Второй вопрос таков: в чем проявляется проблема нравственности и этики государственных служащих и каковы ее причины?
К сожалению, в последнее время все чаще можно заметить крайне высокомерное отношение со стороны государственных служащих к населению, такие плохие «помощники» для этой профессии, как тщеславие и честолюбие, сильную нетерпимость к критике, наличие множества невыполненных обещаний. В некоторых государственных аппаратах порой складывается ситуация, когда всецело от непосредственного начальника зависит благополучие и карьера служащего. Нередки случаи, когда новый служащий, впервые попадая в коллектив, вынужден адаптироваться к установленным порядкам, которые не только не соответствуют нравственным принципам, но и порой не соответствуют закону. Перед давлением со стороны коллектива такой служащий отказывается от этических устоев.
Немаловажную роль играет кадровая работа и способ принятия персонала. Всем известные «теневые принципы» кадровой политики, такие как принятие на работу родственников, земляков; корпоративная закрытость; увольнение неугодных резко снижают планку соблюдения этических норм государственными служащими.
Причин, по которым в настоящее время мы сталкиваемся с такими проблемами, много, но можно выделить три основополагающие:
1. Устаревшие механизмы контроля и регулирования государственно-служебных отношений
Эта причина подразумевает под собой тот факт, что одного правового регулирования, каким бы безупречным оно ни было, не хватает для устранения всех негативных явлений в этой сфере. Время СССР, когда моральные ценности негласно приравнивались к правовым нормам, а потому соблюдались на инстинктивном уровне, прошло. Современной России необходимо пойти инновационным путем и в этом направлении, чтобы заменить канувшую в лету идеологию другим эффективным инструментом контроля за нравственной стороной государственной службы.
2. Отсутствие связи между гражданским обществом т государственной службой
Эта причина проявляется в отсутствии рычагов воздействия у гражданского общества на кадровую политику
3. Пробелы и упущения в нормативной базе государственной службы и кадровой политики
Ответ на третий вопрос должен окончательно убедить нас в серьезности поставленной проблемы: можно ли предоставить цифровые данные или данные опросов, касающиеся данной проблемы?
Конечно же, да! И эти данные будут далеко не утешительными.
Из проведенных социологических исследований в системе государственной службы стало известно, что 4-ое место в списке причин, по которым авторитет чиновников в глазах людей резко падает, занимают именно низкие нравственные качества (данные приведены в таблице 1)
Таблица 1 Причины снижения авторитета чиновников по мнению населения
Причина | Доля ответивших, % |
Взяточничество | 33,8 |
Оторванность от интересов граждан | 31,3 |
Бюрократизм | 29,9 |
Низкие нравственные качества | 18,7 |
Слабая профессиональная подготовка | 18,0 |
Пренебрежение к законам | 15,7 |
Конечно, взяточничество и бюрократизм занимают лидирующие позиции, так как наиболее остро воспринимаются населением, однако сразу после них люди выделяют нравственность(18,7%). Не на много, но уровень нравственности чиновников более важен населению, чем уровень профессиональной подготовки и на это стоит обратить внимание.
Другие данные были получены в ходе социологического опроса в 2012 году, который провели ученые кафедры государственной службы и кадровой политики ИГСУП РАНХиГС при президенте РФ. Были опрошены 1008 респондентов из числа государственных служащих в 20 субъектах нашей страны. Данные опроса приведены на рисунке 1.
Рисунок – 1 Оценка остроты проблемы нравственности государственных гражданских служащих, %
Большинство экспертов считает, что проблема нравственности стоит очень остро (56,7%), в отличие от самих служащих (30,3%). Естественно, позиция государственных служащих не может быть объективна, но хотя бы тот факт, что почти треть людей этой профессии видят особую остроту в проблеме нравственности, заставляет обратить внимание на эту проблему.
Теперь возникает главный вопрос, четвертый: что же необходимо сделать, чтобы решить проблему нравственности государственных служащих?
Во-первых, нужно дорабатывать существующее законодательство, обратить внимание на антикоррупционную деятельность, то есть пойти правовым путем.
Во-вторых, выработать систему стимулирования высоконравственного поведения чиновников, то есть пойти социальным путем.
И в-третьих, самое главное, пойти морально психологическим путем с использованием правового метода – ввести единый Этический Кодекс. Это восстановит моральные ценности государственной службы, которые будут регулироваться конкретным Кодексом.
Такой Этический Кодекс должен регулировать следующее:
- отношения с коллегами;
- отношения между руководителями и подчиненными;
- отношения с клиентами (людьми, которые пользуются услугами);
- отношение служащего к своей профессии, деятельности;
- поведение служащего вне служебной деятельности;
- нравственные качества служащего;
И главное, нормы этого Кодекса должны носить не рекомендательный, а обязательный характер. Только тогда возможно создать благоприятную нравственную почву для возрождения всех этических принципов государственной службы.
Ответив на четыре вопроса, остается сказать только одно. Упустив экономическую сторону, может наступить кризис, упустив социальную сторону, могут начаться митинги и протесты, а упустив нравственную сторону, страна лишится морали. Неизвестно, что хуже. Так пусть это и останется неизвестно.
Библиографический список
- Мартова Т.В. Этика деловых отношений // Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 512 с.
- Горбатов С.А. Оценка эффективности деятельности государственных служащих // Политика, государство и право. 2014. № 11
- Кещян Н.А. САМОМЕНЕДЖМЕНТ КАК ОСНОВА ЛЮБОГО УПРАВЛЕНИЯ. Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 8 (35). С. 27-29.
- Социологические исследования в системе государственной службы 1992-2002. Информационно-аналитические материалы кафедры государственной службы и кадровой политики РАГС при президенте РФ. – М.; Орел: Изд-во журн. «Образование и общество», 2002. – 314 с.
- Социологические исследования в системе государственной службы 2008-2009. Информационно-аналитические материалы кафедры государственной службы и кадровой политики РАГС при президенте РФ. – М.; Орел: Изд-во журн. «Образование и общество», 2009. – 360 с.
- Нефедкина С.А., Балабанова А.О. Инструменты развития сельского туризма в Краснодарском крае//Экономика и менеджмент инновационных технологий. -Январь 2014. -№ 1
- Кещян Н.А. СПОСОБЫ И ОШИБКИ САМООРГАНИЗАЦИИ. Гуманитарные научные исследования. 2014. № 9 (37). С. 110-112.
- Balabanova A. THE IMPORTANCE OF RURAL TOURISM IN THE FORMATION OF NEW FORMS OF ECONOMIC RELATIONS IN THE REGION. European Journal of Social and Human Sciences. 2014. № 4 (4). С. 181-185.
Кещян Н.А. Кадровая проблема государственной службы и её решение//Политика, государство и право. 2014. № 8
Уважаемый Святослав Александрович! Ваша статья как и предыдущая (опубликованная Вами в 2014 году) были мной тщательно изучены. Хочу отметить, что Вы верно указываете на необходимость соблюдения этических норм. Возможно не случайно в нашей стране принят Советом судей РФ “Кодекс судейской этики” за нарушение норм которого, возможно применить дисциплинарное взыскание или вообще уволить судью. Даже замечу, что в соответствии с ч. 1 ст. 5 ФЗ “О полиции” от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ “Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина”. И все. При этом нередки случаи когда полиция нарушает этические, нравственные правила поведения но не нарушает прав и свобод гражданина. Поэтому в большинстве случаев как Вы правильно заметили дело заключается в неспособности начальников правильно организовать соответствующую работу в коллективе. А еще нередки случаи, когда взваливая огромную работу на других неугодных служащих это превращается в привычку и нормальное поведение начальников. Это откладывает неприятный отпечаток на деятельности служащих. Статья несомненно поднимает проблему, причем очень важную для нашего общества. Но принятие такого кодекса на данный момент требует огромных бюджетных ассигнований из федерального бюджета, поэтому скорее это дело будущего. Заранее Вам спасибо! Буду с нетерпением ждать Ваших новых статей! Желаю успехов! С уважением, Назаров Игорь.