Пункт 2 правила 51 Европейских пенитенциарных правил закрепляет положение о том, что безопасность в тюрьме (пенитенциарном учреждении), обеспечиваемая физическими барьерами и другими техническими средствами.
Задача системы телевизионного наблюдения – наглядно представить видеоинформацию об оперативной обстановке контролируемого объекта. Необходимо отметить, что использование инновационных технологий в пенитенциарных учреждениях вносит позитивный вклад в вопросы обеспечения безопасности персонала и заключенных, а также снижает риск злоупотреблений со стороны отдельных сотрудников администрации. Это относится, в первую очередь к т.н. «замкнутым системам телевизионного наблюдения» (далее: ЗСТН). Например, камеры видеонаблюдения, установленные в прогулочных секторах (дворах) в целях снижения риска насилия среди заключенных. Наличие системы видеонаблюдения выполняет сдерживающую функцию, позволяющую нивелировать насилие или иное противоправное поведение, как среди заключенных, так и со стороны сотрудников.
Однако, в результате неправомерного и неизбирательного применения систем видеонаблюдения на постоянной основе, в частности, наблюдения на постоянной основе за поведением заключенных в камерных помещениях, может представлять собой серьезную угрозу нарушению прав на неприкосновенность частной жизни[1].
Исследования, проведенные в тюрьме Великобритании, показали, что ощущение постоянного мониторинга приводит к «атмосфере постоянного подозрения, паранойи и настороженности», побуждающие заключенных подавлять и терять связь со своей идентичностью. В связи с этим, органы мониторинга и национальные превентивные механизмы должны рассмотреть общую политику и тенденции, связанные с использованием технологий в местах лишения свободы, а также их реализацию на практике, с целью оценки их влияния на личное достоинство заключенных[2].
В последние годы наблюдается значительный рост применения ЗСТН в местах заключения (лишения свободы), которые в первую очередь используются с целью обеспечения безопасности и поддержания правопорядка.
Видеозапись и видеонаблюдение в пенитенциарных учреждениях могут использоваться в различных целях:
- как средство сдерживания;
- как средство защиты и обеспечение внутренней и внешней безопасности;
- как средство контроля за поведением заключенных;
- как средство учета заключенных;
- как средство контроля за соблюдением законности персоналом пенитенциарного учреждения.
Основными целями использования ЗСТН в пенитенциарных учреждениях являются:
– обеспечение полного мониторинга происходящего на прилегающей и внутренней территории (с целью обеспечения безопасности и защити);
– предотвращение случаев суицида, членовредительства и насилия среди заключенных (с целью сдерживания и защиты);
– предотвращение пыток и иных случаев физического насилия, а также обеспечение защиты сотрудников администрации пенитенциарного учреждения от ложных обвинений (с целью сдерживания и защиты).
Необходимо отметить, что существуют плюсы и минусы использования ЗСТН для мониторинга служебной деятельности администрации пенитенциарных учреждений. Система видеонаблюдения является общепризнанным средством, направленным на предотвращению пыток и иных случаев жестокого обращения. Получаемая видеоинформация позволяет выявлять случаи неправомерного применения физической силы и средств сдерживания сотрудниками тюрьмы и после проведения расследования привлекать виновных к ответственности.
На практике, важным является организация корректного (грамотного и удобного) учета, маркировки (наименования) и удобство поиска видеоматериалов в случае возникновения необходимости подтверждения определенных фактов (например, оскорбления сотрудника). Необходимо, также добиваться обеспечения хорошего качества видеоматериала.
В настоящее время отсутствуют разработанные международные стандарты мест установки ЗСТН в пенитенциарных учреждениях. Рассмотрим некоторые примеры использования системы видеонаблюдения в тюрьмах различных стран.
Тюремная Служба Великобритании (Her Majesty`s Penal Service «Тюремная служба ее Величества»). Охрана периметра осуществляется сотрудниками режимной службы с помощью разветвленной сети телекамер, расположенных по периметру объекта. Системы охраны, установленные по периметру, разрабатывались с учетом специфики и исключительно для нужд тюремного ведомства. Наружная охрана учреждений осуществляется только инженерно-техническими средствами (телекамеры, мониторы, ограждения и т.п.)[3].
Для осуществления наблюдения за ограждениями по периметру учреждения используются многочисленные телеустановки. В частности, сотрудники тюрьмы Ливерпуля, обеспечивающие контроль за периметром и проведение свиданий обвиняемых с адвокатами и родственниками. Камеры скрыты под специальными полупрозрачными колпаками сферической формы, не позволяющими определить, куда направлена камера. Сигнал с мониторов поступает на телеэкран в специальное помещение, где располагаются 6 сотрудников пульта видеонаблюдения. Одновременно идет запись, которая хранится в течение 3 месяцев[4].
Одной из стран передового опыта использования инженерно-технических средств, с целью обеспечения безопасности и правопорядка, является Германия. Охрана и надзор пенитенциарного учреждения обеспечивается посредством функционирования центров управления охранной системой исправительного учреждения. Центр объединяет все системы сигнализации, связи, проверки сигналов, замкнутой телевизионной системы, дистанционного управления, контроля доступа, регистрации. Здесь же размещаются системы, обеспечивающие мониторинг регистрации заключенных, персонала, посетителей.
Видеонаблюдение (видеокамеры) размещаются оптимально. В тюрьме используется от 120 до 180 видеокамер. Все сигналы с технических средств наблюдения выведены к одному центру управления, при этом в случае нарушения осужденными правил, либо попытки побега на месте совершения правонарушения фокусируется 2-3 видеокамеры, на пульте управления срабатывает звуковой сигнал, входные ворота открываются только после срабатывания видеокамер, точно также и двери, которые находятся под видеонаблюдением. На пульте управления работают два-три сотрудника[5].
Особый интерес среди средств наблюдения вызывает организация так называемой системы «замкнутого телевидения», которая впервые появилась именно в США в начале 90-х годов ХХ века.
В пенитенциарных учреждениях штатов для обеспечения надлежащего правопорядка функционирует специально разработанные комплексы технических средств охраны, связи и сигнализации. Видеокамеры установлены в стратегически значимых для обеспечения правопорядка участках и помещениях тюрьмы.
В тюрьмах максимальной безопасности применяется широкий спектр средств охраны и надзора. В большинстве пенитенциарных учреждениях посредством инженерных и технических средств образуются шесть рубежей безопасности. На каждом тюремном корпусе установлено около 500 видеокамер с возможностью приближения изображения и возможностью просмотра предыдущей записи. Вся видеоинформация поступает в главный пункт управления, расположенный в отдельном здании. Главный «нервный узел» тюрьмы представляет сенсорный компьютерный монитор, позволяющий приглушать, включать и выключать свет, регулировать подачу воды в душ, контролировать спуск воды в унитазах. В пункте управления наблюдение осуществляется при помощи видеокамер[6].
Необходимо отметить, что большинство органов мониторинга и стандартизации (например, ЕКПП) соглашаются с тем, что в отношении арестантов необходимо обеспечить право нахождения в уединении при использовании ими туалетных, душевых и умывальных комнат. Арестанты должны получить ясную информацию о местах в камере, которые находятся под видеонаблюдением (например, туалетная зона может размываться на экране системы, однако полиция может не сообщить об этом арестантам). Некоторые органы мониторинга выступили за удаление «слепых пятен» на экранах ЗСТН, среди которых туалетная зона, с целью предотвращения случаев суицида[7].
Допустимость видеонаблюдения в иных определенных зонах на территории объектов также находится под сомнением. Например, использование ЗСТН может предотвратить случаи насилия в помещениях, в которых проходят досмотры с полным раздеванием. Однако одновременно с этим должное внимание необходимо уделить защите конфиденциальности и достоинства человека[8].
Для защиты права заключенного на неприкосновенность частной жизни также важным является обеспечение сохранности и ограничения категории лиц, уполномоченных осуществлять просмотра видеоизображений с камер ЗСТН.
Сотрудники, занимающиеся мониторингом и анализом видеоизображений, должны обладать соответствующей квалификацией и быть хорошо знакомы с нормативной правовой базой, регламентирующей не только порядок использования видеоинформации в служебных целях, но и с документами, регламентирующими защиту прав и свобод человека.
По мнению Европейского проекта национального превентивного механизма Совета Европы, мониторинг видеокамер должен проходить в специально выделенном помещении. Доступ к мониторам системы видеонаблюдения должны иметь только специально назначенные сотрудники. В идеальном учреждении, служащие – мужского пола должны осуществлять мониторинг заключенных-мужчин и наоборот, даже на мониторах[9].
Кроме того, отдельно заостряется внимание, что должна быть подробна регламентирована процедура хранения всех видеоизображений получаемых с помощью ЗСТН. Ее выполнение должно строго контролироваться.
В некоторых странах существуют нормативные положения, которые регламентируют сроки хранения видеозаписей ЗСТН перед их уничтожением.
Принимая во внимание конфиденциальный характер информации и право на неприкосновенность частной жизни, важным является надлежащее использование и обработка информации, а также возможность отслеживания видеоматериала от момента его записи до момента уничтожения. Сотрудники должны быть проинструктированы с целью профессионального использования камер ЗСТН, управления, хранения и уничтожения данных, и пройти обучение мерам безопасности в отношении неприкосновенности частной жизни[10].
Нормативные положения обязательно должны регламентировать права доступа к видеоизображению. При наличии видеоматериалов, в которых содержится нагота, нормативные положения должны содержать пункты, регламентирующие доступ к таким видеоматериалам только лиц того же пола.
Основной целью использования видеозаписи в отношении лиц, содержащихся в пенитенциарном учреждении, является пресечение противоправных действий и гарантия правомерности действий сотрудников администрации.
В заключении необходимо отметить, что органы мониторинга, включая национальные превентивные механизмы (НПМ), созданные согласно Необязательному протоколу к Конвенции против пыток, выполняют свою роль в мониторинге использования оборудования ЗСТН и видеозаписи. Они обладают правом осуществления проверки мест расположения камер видеонаблюдения; системы записи и хранения. Они также могут осуществлять проверку порядка ведения учета и контроля (наличие лиц, ответственных за контроль использования, хранения и уничтожения видеоматериалов; список лиц, имеющих доступ к мониторам и видеоматериалам; порядок действий при совершении актов насилия); наличие нормативных правовых документов регламентирующих деятельность операторов.
При использование видеонаблюдения, сотрудникам пенитенциарного учреждения необходимо помнить, что в соответствии со статьей 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод право на неприкосновенность частной жизни не является абсолютным. Допускается соразмерное вмешательство в частную жизнь, если оно необходимо в интересах предотвращения преступлений, а также используется для охраны здоровья, нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
[1] Например, это имеет место для задержанных, находящихся под специальным дисциплинарным режимом (СДР) в федеральных тюрьмах в Бразилии, и в Сербии – в Особом отделе исправительного учреждения Pozarevac Zabela // CPT/Inf (2012) 17.
[2] Баланс безопасности и человеческого достоинства в тюрьмах: основы превентивного мониторинга // Penal Reform International, 2013. С. 17.
[3] Бражников М.Ю. Пенитенциарные системы Великобритании, Франции, Германии, Японии и Китая: учеб. пособие. – Новокузнецк: Кузбасский институт ФСИН России, 2011. – С. 8.
[4] Совершенствование охраны исправительных учреждений (тюрем), следственных изоляторов в Российской Федерации в современных условиях, с учетом положительного опыта пенитенциарных органов зарубежных стран: аналитический обзор. – М.: НИИ ФСИН России, 2011. – С. 14.
[5] Бояринев В.Г., Шаешников В.К., Ларин С.Б. и др. Исполнение наказаний в зарубежных тюрьмах: практич. пособие / под общ. ред. В.В. Цатурова. – М.: НИИ ФСИН России, 2013. – С. 60.
[6] Там же. – С. 63.
[7] Видео запись при содержании под стражей в полиции: информационный бюллетень по мониторингу предварительного заключения // Penal Reform International, 2013. С. 3.
[8] Учреждение, ответственное за предотвращение пыток в Каталонии (Испания), придерживается другой точки зрения и рекомендует устанавливать видеокамеры во всех помещениях, где проходят обыски с полным раздеванием. См.: Informe de la autoridadcatalana de prevención de la tortura 2012, п. 85 // http://www.sindic.cat/site/unitFiles/3392/Informe%20ACPT%202012%20castellano.pdf
[9] Безопасность и достоинство в местах лишения свободы: 4-й тематический семинар французского национального превентивного механизма Совета Европы // www.coe.int/cooperation/…/outlinePaper_paris_140311_ru_final.doc
[10] См.: отчет французского инспектора мест лишения свободы, Rapportd’activité 2012, п. 42 // http://www.cglpl.fr/wp-content/uploads/2013/02/CGLPL_Rapport-2012_version-WEB.pdf
Библиографический список
- Баланс безопасности и человеческого достоинства в тюрьмах: основы превентивного мониторинга // Penal Reform International, 2013.
- Бражников М.Ю. Пенитенциарные системы Великобритании, Франции, Германии, Японии и Китая: учеб. пособие. – Новокузнецк: Кузбасский институт ФСИН России, 2011.
- Совершенствование охраны исправительных учреждений (тюрем), следственных изоляторов в Российской Федерации в современных условиях, с учетом положительного опыта пенитенциарных органов зарубежных стран: аналитический обзор. – М.: НИИ ФСИН России, 2011.
- Бояринев В.Г., Шаешников В.К., Ларин С.Б. и др. Исполнение наказаний в зарубежных тюрьмах: практич. пособие / под общ. ред. В.В. Цатурова. – М.: НИИ ФСИН России, 2013.