УДК 323

О ПРОЕКТЕ «ИМЯ РОССИЯ»: ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВОВИЧ НЕВСКИЙ

Юдин Тимофей Михайлович1, Гумелёв Василий Юрьевич2, Пархоменко Александр Викторович3
1Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В. Ф. Маргелова, доцент
2Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В. Ф. Маргелова, канд. техн. наук
3Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В. Ф. Маргелова, доцент

Аннотация
В данной статье дан краткий анализ государственной деятельности и роли в русской истории князя Александра Невского, святого князя-воителя из пантеона русских святых.

Ключевые слова: восставший народ, побратим, полководец., поручение, придворный этикет, римский престол, самоидентификация, святой


ABOUT THE PROJECT "NAME OF RUSSIA": THE GREAT PRINCE ALEXANDER YAROSLAVICH NEVSKY

Yudin Timothy Mikhailovich1, Gumelev Vasiliy Yuryevich2, Parhomenko Alexander Viktorovich3
1Ryazan high airborne command school name of the General of the army V. Margelov, associate professor
2Ryazan high airborne command school name of the General of the army V. Margelov, candidate of technical Sciences
3Ryazan high airborne command school name of the General of the army V. Margelov, associate professor

Abstract
This article provides a brief analysis of state activity and role in Russian history Alexander Nevsky, the Prince warrior from the Russian Pantheon of saints.

Keywords: commander., Holy, Roman throne, self-identification, the assignment, the brother, the court etiquette, the rebellious people


Библиографическая ссылка на статью:
Юдин Т.М., Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В. О проекте «Имя Россия»: великий князь Александр Ярославович Невский // Политика, государство и право. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2015/09/3411 (дата обращения: 21.07.2023).

Первую строку в списке двенадцати героев России телевизионного проекта «Имя Россия» [1, 2], безусловно, абсолютно заслуженно занимает Александр Невский (рисунок 1). Именно он заложил краеугольный камень в фундамент будущей российской государственности. Святой Благоверный князь Александр Ярославович Невский прожил всего сорок два года. Родился он 13 мая 1221 года, а новгородским князем стал уже в 1236 году – в пятнадцатилетнем возрасте.

Рисунок 1 – Александр Невский. Современный российский художник В.В. Шилов

Времена, в которые Александр Невский жил и правил ранее нами было кратко рассмотрено в работах [3, 4, 5, 6]. В 1204 году пал Константинополь, западные крестоносцы-католики ограбили и надругались над православной Византийской империей. В начале 1230-х годов Тевтонский рыцарский католический орден обосновывается на землях Польши. После его объединения с Ливонским орденом, действовавшим на землях Прибалтики, война католической Европы против православной Руси становится неминуемой. Поражение в этой войне могло бы закончиться для русских полной потерей национальной самоидентификации (судьба западных славян, ставших восточными немцами, русским была хорошо известна).

В то же время в южных и восточных степях появляются мобильные и боеспособные армии крайне веротерпимой Монгольской империи.

За свою короткую жизнь Александр Невский дважды разбил армии западных агрессоров (в 1240 году – шведов, в 1242 году – Тевтонского ордена), пытавшихся колонизировать Русь. В 1245 году войско Александра Невского на русских землях разгромило наголову отряды диких литовцев, возглавляемые их великим князем Миндогвом. В 1251 году новгородский князь Александр Ярославович категорически отверг любые формы подчинения римскому престолу (рисунок 2), тем более в форме военного сотрудничества с Западной Европой. Также князь считал неприемлемым сделанное ему римским папой предложение креститься в католическую веру [7].

Рисунок 2 – Князь Александр Невский принимает папских легатов.

Художник Г.И. Семирадский, 1876 г.

А с монголо-татарами, армия которых вторглась в Русские земли в 1237 – 1238 годах, Александр Ярославович сумел выстроить достаточно специфические отношения.

Остановимся подробнее на событиях 1242 года. 5 апреля войско князя Александра Ярославовича наголову разгромило рыцарей Тевтонского ордена на Чудском озере. В это же время монголо-татары воевали в Европе. Войско Батыя перешло через Дунай и по Адриатическому побережью двинулось в Италию – скорее всего, на Рим – с целью навестить и разгромить римского понтифика в его собственной резиденции. Намерения у Батыя и его войска относительно папы были явно недобрыми. Но хану не удалось свидеться с духовным главой католиков. Римского понтифика спасла смерть великого монгольского хана Угедея в сердце далеких монгольских степей. По этой причине Западный поход армии Монгольской империи прекратился – возникла необходимость выбора нового верховного правителя империи. Батый отвел свою армию на Днепр и Волгу.

При анализе действий русских войск князя Александра и монгольских – хана Батыя, создается твердое впечатление, что Александр громил войска Тевтонского ордена, подчиненного римскому папе, на севере, а Батый,  разгромив Польшу и Венгрию (с участием русских отрядов [3, 8]) не случайно рвался на юге к Риму. Эти удары были направлены на то, чтобы отбить натиск католиков, организуемый римским престолом, на восточноевропейские земли. А, как давно и хорошо известно, наступление – лучший способ обороны.

В 1243 году отец Александра Невского князь Ярослав Всеволодович был принят Батыем с великой честью и признан им старейшим во всей Руси (дело происходило в столице Орды городе Сарае, основанном монголами на берегах нижней Волги). Именно с этого времени согласно [9] на Руси установилось монголо-татарское иго.

Насчет того, что князь Ярослав был принят Батыем с честью – это не простые дежурные слова древнего летописца. В 1246 году князь Ярослав умирает в ходе достаточно ответственного поручения, выполнение которого Батый мог поручить только тому человеку, которому хан безусловно доверял (Батый отправил князя Ярослава Всеволодовича в столичный город империи монголов Каракорум на выборы нового великого хана  вместо умершего Угедея).

В 1247 году князь Александр Невский прибыл в Орду. Сын Батыя Сартак (вполне вероятно, что он был христианином [8]) и Александр Невский стали побратимами (рисунок 3) – андами, по-монгольски [10, 11, 12, 13]. Отметим, что обычай побратимства играл значительную роль в общественной жизни монголов [11].

Рисунок 3 – Св.князь Александр Невский и хан Сартак в Орде.

Художник Ф.А.Москвитин, 2002 год 

Фактически, Александр Ярославович стал приемным сыном хана Батыя. Это означает, что князь также стал и одним из членов клана Батыя, занимавшего далеко не последнее место среди кланов многочисленных чингизидов, правивших в различных частях необъятной Монгольской империи. То есть это побратимство имело важное политическое значение и для Руси и для улуса Батыя.

В 1252 году уже Александр Ярославович был направлен в качестве посла Батыя в Каракорум.  В Империи, после смерти достаточно еще молодого хана Гуюка (возможно, князь отомстил за отца – существуют предположения о том, что князь Ярослав был отравлен Гуюком) в борьбе за власть одержал победу союзник Батыя хан Мунке, при активной поддержке войск последнего.

Одновременно, во время отсутствия князя Александра, хан Батый при помощи военной силы (из Владимира был изгнан брат Александра – Андрей) возводит Александра Ярославовича на владимирский стол. Александр Невский становится Великим князем Владимирским – правителем Владимиро-Суздальской земли – самой богатой и мощной в военном отношении из всех Русских земель того времени.

Таким образом, и на востоке и на западе Золотой Орды правят верные и обязанные своей властью Батыю правители. Но Александр Ярославович никогда не был марионеткой ордынского хана, он был одним из его ключевых союзников.

В 1256 году Александр Невский громил союзников шведов – финские племена емь и другие.

Некоторые события русской истории явно показывают то высокое общественное положение, которое занимал Александр Невский в Золотой Орде.

Так, согласно летописи [14] в 1262 году произошло следующее событие:

«В лѣто 6770 избави Богь отъ лютаго томлениа бесерменскаго и вложи ярость хрестьяномъ во сердце, не можаху убо тръпѣти насилиа поганыхъ, и созвонивше вѣчие и выгнаша изъ градовъ: из Ростова, изъ Володимеря, исъ Суздаля, изъ Яраславля, ис Переславля, откупаху бо ти оканнии бесермена дани отъ Татаръ и оттого велику пагубу творяху людемъ, работяше люди хрестьанскиа в рѣзѣхъ, и многы душа разведени быша. Человѣколюбець же Богъ нашь милосердиемъ своимъ избави люди своя отъ великыя бѣды…

Того же лѣта убиша Зосиму черньца преступника въ Яраславли: и отвръжеся Христа и бысть бесерменинъ. Бѣ бо того лѣта приехалъ Титямъ посломъ на Русь отъ царя Кутлубиа. Того поспѣхомъ творя оканны хрестьаномъ велику досаду и кресту и святымъ церквамъ ругаяся, они же его убиша и повръгоша псомъ на снѣдение. Того же лѣта князь Яраславъ Ярославичь и князь Дмитрей Александровичь и инии князи шедъ в Немецкую землю и взяша великый градъ Юрьевъ Немѣцкий и возвратишяся в землю свою съ множствомъ полона и с великою честью».

А. Лызлов [16] и Н.М. Карамзин [17] описывают суть этих события 1262 года от Р.Х. (6770 года от сотворения мира), в общем-то, одинаково. В ряде русских городов (Владимире, Ростове, Суздале) восставший народ выгнал или уничтожил ордынских сборщиков налогов и также переписчиков, пытавшихся набрать в русских землях вспомогательное войско для ведения боевых действий в составе ордынской армии. Некоторых татар окрестили (рисунок 4).

Рисунок 4 – Русские избивают ордынских сборщиков налогов
и переписчиков. Миниатюра Лицевого летописного свода (XVI век)

Согласно [17] Александр Невский поехал в столицу Орды город Сарай и достаточно легко убедил хана в том, что тот был не прав, рассылая бездумно всяких разных басурман по русским городам и «оправдав изгнание Бесерменов из городов Суздальских». Хан Берке, правитель Золотой «согласился также не требовать от нас войска, но продержал Невского в Орде всю зиму и лето».

Аргументы Александра Ярославовича были настолько убедительны и имели такую серьезную основу в виде силовой составляющей, что хан Берке спорить с князем не стал, мятежный улус покарать не решился, но, что весьма вероятно, впоследствии подло отравил русского князя. Александр Невский умер сразу по возвращении из Орды – 14 ноября 1263 года в городе Городец, расположенном на левом берегу Волги.

Отметим, что хан Берке приходился братом умершего Батыя и был дядей его сына и наследника хана Сартака (по некоторым источникам между Сартаком и Берке были достаточно неприязненные отношения и Сартак, после того, как унаследовал престол отца, возможно, был отравлен Берке [12]).

Несмотря на проблемы в отношениях с Ордой, войну с немцами на Руси никто не отменял, и она шла своим чередом. Возникшие русско-ордынские противоречия требовали решения, и князь Александр Невский его нашел – мобилизация русских в ордынскую армию была отменена, а ордынскую дань (налоги, говоря современным языком) стали собирать сами русские князья – без посредников-бесерменов.

ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ. Вдумайтесь в суть произошедших событий. По современным понятиям эти события XIII века выглядят следующим образом.

В нескольких регионах сборщики налогов из федерального центра были выгнаны, а то и вырезаны. В ходе мятежа представителя верховного правителя – царского (ханского) посла согласно летописи [14] убили, а над его трупом вдобавок еще и надругались – бросили как падаль на съедение собакам. Руководители ряда регионов совершенно безнаказанно отказались выполнять спущенный сверху (то есть самим ордынским царем) государственный мобилизационный план. Но в то же время успешно вели свою собственную войну против немцев на западном фронте – в Прибалтике.

А. Лызлов [16], русский историк, живший и работавший во второй половине XVII века, сообщает, что Александр Невский умолил хана Берке пощадить землю русскую. Уточним, что Берке был высшим должностным лицом в Западном улусе Монгольской империи – ханом, то есть верховным правителем Золотой Орды, этого самого Западного улуса, а русские земли официально были одной из вассальных областей ордынского государства. Поэтому при общении с ханом Берке князь Александр был вынужден придерживаться определенного придворного этикета. Вряд ли он был слишком унизителен для него – побратима Батыева сына, а значит тоже хоть и названного, но все же сына Батыя. Напомним еще раз, что не следует забывать, какое огромное значение в обычаях монголов имел обычай побратимства [11], согласно которому князь Александр Невский являлся одним из членов правящего в Орде клана чингизидов.

Отметим также, что Александр Невский был не только князем и полководцем, но еще и храбрым воином, сражавшимся с врагами непосредственно в боевых порядках своей дружины.

Великий князь Александр Невский сделал исторический выбор между католической Западной Европой и русским православием, признав власть Орды над русскими землями. Причины этого признания были князем хорошо обоснованы, понятны и поддержаны Русской церковью (иначе он не был бы признан русским святым) и воинам его дружины (иначе он не прожил бы сорок два года) [8].

Вот именно этого выбора до сих пор святому воителю не могу простить в нашей стране так называемые «западники» – князь Александр отказался сделать Русь частью католического мира и сумел это свое решение эффективно отстоять военными и политическими методами.


Библиографический список
  1. Википедия. Имя Россия. [Электронный ресурс] – URL: http://www.nameofrussia.ru
  2. Гумелёв В.Ю. О проекте «Имя Россия»: краткий анализ его результатов // Политика, государство и право. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2015/09/3387  (дата обращения: 10.09.2015).
  3. Гумелёв, В.Ю. Русский десант. Русь между молотом и наковальней. Ушкуйничество: монография / В.Ю. Гумелёв, Е.Н. Хрыканов, А.В. Пархоменко, В.Б. Бандурка. – Рязань: РВВДКУ, 2013. – 214 с.
  4. Гумелёв В.Ю. Про иго монголо-татарское. // Политика, государство и право. – Март, 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2013/03/694 (дата обращения: 01.09.2015).
  5. Гумелёв В.Ю. О монголо-татарском нашествии на Русь: версия. // Гуманитарные научные исследования. – Март, 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/03/2593 (дата обращения: 07.09.2015).
  6. Гумелёв В.Ю. О боевых качествах армии Монгольской империи. // История и археология. – № 3 Июль 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2013/07/774  (дата обращения: 07.09.2015).
  7. Александр Невский и история России. Материалы научно-практической конференции. А. А. Горский. Два «неудобных» факта из биографии Александра Невского. [Электронный ресурс] – URL: http://www.bibliotekar.ru/rusNevskiy/4.htm
  8. Гумелёв, В.Ю. Русский десант. Русь между молотом и наковальней. Ушкуйничество: монография / В.Ю. Гумелёв, Е.Н. Хрыканов, А.В. Пархоменко, В.Б. Бандурка. – Рязань: РВВДКУ, 2013. – 214 с.
  9. БСЭ. Монголо-татарское иго [Электронный ресурс] – URL: http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Монголо-татарское%20иго
  10. Константин Пензев. Русский Царь Батый [Электронный ресурс] – URL: http://lib.rus.ec/b/101578/read#t1
  11. Сайт Gumilevica. Л.Н. Гумилев. Древняя Русь и Великая Степь. [Электронный ресурс] – URL: http://gumilevica.kulichki.net/ARGS/index.html
  12. Константин Пензев. Великая Татария. История земли Русской. [Электронный ресурс] – URL: http://lib.rus.ec/b/185109/read
  13. Каргалов В. Конец ордынского ига. [Электронный ресурс] – URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/kargal/
  14. ПСРЛ. Т. 24. Летопись по Типографскому списку. [Электронный ресурс] – URL: http://hbar.phys.msu.ru/gorm/chrons/tipograf.htm
  15. Лызлов, А.И. Скифская история [Текст] / А. И. Лызлов. – М.: Наука, 1990. – 327 с.
  16. Карамзин, Н.М. История государства Российского [Текст] / Н.М. Карамзин. – М.: Эксмо, 2014. – 1024 с.


Все статьи автора «Гумелёв Василий Юрьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: