УДК 364.013

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ИНВАЛИДОВ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ДОСТУПНАЯ СРЕДА»

Камаха Анастасия Александровна
Владивостокский Государственный Университет Экономики и Сервиса

Аннотация
Данная статья посвящена изучению системы социальной защиты. Вопросы государственной социальной политики по отношению к людям с инвалидностью в последнее время становятся все более насущными для нашей страны, ведь именно сейчас происходит процесс выполнения положений Конвенции ООН о правах инвалидов, утвержденной нашей страной в 2012 году. В статье рассмотрена система социальной защиты и то, как в Российской Федерации реализуется комфортная для существования среда для инвалидов.

Ключевые слова: барьеры, государственная программа, доступная среда, инвалид, правовое регулирование, реабилитация, социальная защита, субсидии


SOCIAL SECURITY DISABILITY UNDER THE STATE PROGRAM OF THE RUSSIAN FEDERATION «ACCESSIBLE ENVIRONMENT»

Kamaha Anastasia Alexandrovna
Vladivostok State University of Economics and Service

Abstract
This article is devoted to the study of the social security system. Questions of state social policy in relation to people with disabilities in recent years become more and more urgent for our country, because right now the process of implementation of the provisions of the UN Convention on the Rights of Persons with Disabilities, adopted by our country in 2012. The article deals with the social security system and the way the Russian Federation is implemented comfortable for the existence of environment for people with disabilities.

Keywords: available environment, barriers, disabled person, legal regulation, rehabilitation, social protection, state program, subsidies


Библиографическая ссылка на статью:
Камаха А.А. Социальная защита инвалидов в рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» // Политика, государство и право. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2016/01/3629 (дата обращения: 13.07.2023).

Впервые понятие «социальная защита» получило свое определение  в «Законе о социальной защите США» в 1935 году. Данный термин дал место для еще одного института обязательного страхования, таких как инвалидность, старость и безработица.

Важнейшей частью процессов реализации социальной защиты инвалидов является создание в РФ условий для свободного доступа к объектам жизнедеятельности инвалидов и всех маломобильных групп нашей страны. Все это является одной из  многочисленных целей Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы, которая получила  продление до 2020 года Распоряжением Правительства от 27 октября 2014 г. № 2136-р[1].

Но, несмотря на все плюсы данной программы, условия ее реализации в настоящее время можно назвать достаточно сложными. Возможными причинами этого можно считать:

  • нормативные барьеры, препятствующие организации  доступной среды;
  • отсутствие положенной нормативной причастности некоммерческих организаций в участие в практическом исполнении положений программ субъектов;
  • недостаток средств в бюджетах субъектов РФ, необходимых для финансирования расходного обязательства при получении субсидии в целях реализации программ субъектов Российской Федерации;
  • отношенческие барьеры.

В итоге, все перечисленные причины порождают необходимость корректировки нормативно-правовой базы в сфере создания доступной среды, приведение ее в точное соответствие с положениями Конвенции ООН о правах инвалидов.

В настоящее время, по данным Минздравсоцразвития, в РФ 13,2 млн инвалидов, из них 66% – пенсионеры и 4% – дети. Только 26% людей с инвалидностью трудоспособного возраста работают. По данным пресс-службы министерства, 60% человек с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата встречаются со сложностями при пользовании общественным транспортом, 48% испытывают проблемы при покупке продуктов. Ожидается, что к 2016 году доля важнейших объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, доступных для инвалидов, увеличится до 45%. В 2010 году их доля составляла 12%.

Также планируется, что в результате исполнения программы возрастет успешность реабилитации инвалидов. В 2010 году к активной жизни возвращались 42,2-51,7% инвалидов, прошедших реабилитацию. К 2016 году этот показатель планируется изменить до 44-52%.

Говоря о доступной среде, нельзя не вспомнить о принятом Федеральном законе от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов». Предполагается, что ключевые направления положения данного закона также будут учтены и войдут в рассматриваемую программу. Например, среди мер правового регулирования на 2015-2016  годы нужно отметить следующие:

  • об определении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах;
  • о внесении изменений и дополнений в Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, в части определения порядка обеспечения условий доступности для пассажиров с инвалидностью вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых на вокзалах и в поездах дальнего следования услуг;
  • об установлении порядков обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи в установленных сферах деятельности[2].

Первый пункт в списке правового регулирования, наверное, является наиболее важным для людей, имеющих инвалидность. Требуется внести изменения в жилищное законодательство, допускающие решать проблему обеспечения жильем человека с инвалидностью разумными приспособлениями в отсутствие воли иных собственников многоквартирного жилого дома. В наше время этот вопрос приходится решать через суд.

По решениям правительства о продлении программы ожидается, что условия доступной среды будут созданы к 2020 году. Контроль за исполнением требований доступности реализовывают не только органы социальной защиты, но и организации,  работающие в сфере градостроительства и городского планирования застройки.

В настоящий момент большее число социально значимых объектов, вопреки реализуемой программе, остаются до сих пор практически недоступными или частично доступными для инвалидов-колясочников, частично доступными для инвалидов, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, слабовидящих и незрячих инвалидов.

В качестве альтернативы можно рекомендовать муниципальным властям, органам исполнительной власти субъектов, органам исполнительной власти РФ в таких ситуациях кардинально решать вопрос о смене местонахождения таких социально значимых объектов, размещать их в местах, где возможность их оборудования разумными приспособлениями имеется.


Библиографический список
  1. Карпикова И.С.: статья «Адресность социальной защиты населения: необходимость и проблемы ее внедрения»: понятие социальной защиты, возникновение понятия социальной защиты, проблемы в области социальной защиты. 2007. [Электронный ресурс]. URL: httpHYPERLINK http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-zaschita-ponyatie-kategorii-terminologiya
  2. Перепадя С.М.: статья «Государственная программа РФ «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы – результаты и продолжение»: меры правового регулирования. 2010 [Электронный ресурс]. URL: http://perspektiva-inva.ru/protec-rights/articles/vw-2244/

 



Все статьи автора «Камаха Анастасия Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: