Впервые понятие «социальная защита» получило свое определение в «Законе о социальной защите США» в 1935 году. Данный термин дал место для еще одного института обязательного страхования, таких как инвалидность, старость и безработица.
Важнейшей частью процессов реализации социальной защиты инвалидов является создание в РФ условий для свободного доступа к объектам жизнедеятельности инвалидов и всех маломобильных групп нашей страны. Все это является одной из многочисленных целей Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы, которая получила продление до 2020 года Распоряжением Правительства от 27 октября 2014 г. № 2136-р[1].
Но, несмотря на все плюсы данной программы, условия ее реализации в настоящее время можно назвать достаточно сложными. Возможными причинами этого можно считать:
- нормативные барьеры, препятствующие организации доступной среды;
- отсутствие положенной нормативной причастности некоммерческих организаций в участие в практическом исполнении положений программ субъектов;
- недостаток средств в бюджетах субъектов РФ, необходимых для финансирования расходного обязательства при получении субсидии в целях реализации программ субъектов Российской Федерации;
- отношенческие барьеры.
В итоге, все перечисленные причины порождают необходимость корректировки нормативно-правовой базы в сфере создания доступной среды, приведение ее в точное соответствие с положениями Конвенции ООН о правах инвалидов.
В настоящее время, по данным Минздравсоцразвития, в РФ 13,2 млн инвалидов, из них 66% – пенсионеры и 4% – дети. Только 26% людей с инвалидностью трудоспособного возраста работают. По данным пресс-службы министерства, 60% человек с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата встречаются со сложностями при пользовании общественным транспортом, 48% испытывают проблемы при покупке продуктов. Ожидается, что к 2016 году доля важнейших объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, доступных для инвалидов, увеличится до 45%. В 2010 году их доля составляла 12%.
Также планируется, что в результате исполнения программы возрастет успешность реабилитации инвалидов. В 2010 году к активной жизни возвращались 42,2-51,7% инвалидов, прошедших реабилитацию. К 2016 году этот показатель планируется изменить до 44-52%.
Говоря о доступной среде, нельзя не вспомнить о принятом Федеральном законе от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов». Предполагается, что ключевые направления положения данного закона также будут учтены и войдут в рассматриваемую программу. Например, среди мер правового регулирования на 2015-2016 годы нужно отметить следующие:
- об определении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах;
- о внесении изменений и дополнений в Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, в части определения порядка обеспечения условий доступности для пассажиров с инвалидностью вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых на вокзалах и в поездах дальнего следования услуг;
- об установлении порядков обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи в установленных сферах деятельности[2].
Первый пункт в списке правового регулирования, наверное, является наиболее важным для людей, имеющих инвалидность. Требуется внести изменения в жилищное законодательство, допускающие решать проблему обеспечения жильем человека с инвалидностью разумными приспособлениями в отсутствие воли иных собственников многоквартирного жилого дома. В наше время этот вопрос приходится решать через суд.
По решениям правительства о продлении программы ожидается, что условия доступной среды будут созданы к 2020 году. Контроль за исполнением требований доступности реализовывают не только органы социальной защиты, но и организации, работающие в сфере градостроительства и городского планирования застройки.
В настоящий момент большее число социально значимых объектов, вопреки реализуемой программе, остаются до сих пор практически недоступными или частично доступными для инвалидов-колясочников, частично доступными для инвалидов, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, слабовидящих и незрячих инвалидов.
В качестве альтернативы можно рекомендовать муниципальным властям, органам исполнительной власти субъектов, органам исполнительной власти РФ в таких ситуациях кардинально решать вопрос о смене местонахождения таких социально значимых объектов, размещать их в местах, где возможность их оборудования разумными приспособлениями имеется.
Библиографический список
- Карпикова И.С.: статья «Адресность социальной защиты населения: необходимость и проблемы ее внедрения»: понятие социальной защиты, возникновение понятия социальной защиты, проблемы в области социальной защиты. 2007. [Электронный ресурс]. URL: httpHYPERLINK http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-zaschita-ponyatie-kategorii-terminologiya”
- Перепадя С.М.: статья «Государственная программа РФ «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы – результаты и продолжение»: меры правового регулирования. 2010 [Электронный ресурс]. URL: http://perspektiva-inva.ru/protec-rights/articles/vw-2244/