УДК 327

СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ И РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В АТР

Ким Юлия Сенгильевна
Забайкальский государственный университет

Аннотация
В данной статье рассмотрены проблемы толкования определения «Азиатско-Тихоокеанского региона». Проанализированы мнения ученых и политиков разных стран о включении тех или иных регионов в АТР. Автор указывает на сложность и порой невозможность определить какие интеграционные группировки входят в АТР и какого истинное состояние интеграционных процессов. На основе проведенного исследования, автором предлагается выделить, что в АТР отсутствует наднациональная структура типа ЕС и интеграция осуществляется на трех уровнях: на уровне АТЭС, который является своего рода мягким типом интеграции, подходящим для столь разнопланового АТР, на уровне субрегиональных интеграционных группировок – таких как АСЕАН и на уровне двусторонних отношений. Также указывается на сложность предсказать, как долго продлится фрагментарное состояние интеграционных процессов в АТР, и когда азиатские интеграционные объединения приобретут более определенные очертания и предлагаются несколько вариантов развития событий.

Ключевые слова: АСЕАН, АТР, интеграционные процессы


CONDITION, PROSPECTS AND DEVELOPMENT OF INTEGRATION PROCESSES IN THE ASIA-PACIFIC REGION

Kim Julia Sengilevna
Transbaikal State University

Abstract
The problems of interpretation of the Asia-Pacific region are analyzed in this article. The views of scientists and politicians from different countries are analyzed for the inclusion of the various regions in Asia-Pacific region. The author points to the complexity and sometimes the inability to determine what integration groupings can be included in this region and what the true state of the integration process is . On the basis of this analysis , the author proposed to allocate that there is no supranational structure Asia-Pacific region like in EU and integration is carried out at three levels: at the level of APEC , which is sort of a soft type of integration, suitable for such diverse Asia-Pacific region , at the level of sub-regional integration groupings - such as ASEAN and bilateral level . It also indicates the difficulty to predict how long the fragmentary state of integration processes in the Asia-Pacific region , and when Asian integration associations become more definite shape and offered a few scenarios .

Библиографическая ссылка на статью:
Ким Ю.С. Состояние, перспективы и развитие интеграционных процессов в АТР // Политика, государство и право. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2014/08/1606 (дата обращения: 29.04.2017).

Азиатско-Тихоокеанский регион (ATP) -  является самым большим экономическим пространством на земном шаре. Данный регион обладает рядом особенностей и своей спецификой. Для того, чтобы выявит, в чем особенности интеграционных процессов АТР крайне важно определить содержание понятия «Азиатско-Тихоокеанский регион».  В современных международных отношениях не существует единого мнения на этот счет.

Для начала стоит обратиться к определениям АТР, данным экспертами разных стран. Среди американских специалистов нет общего понимания и согласия об определении границ данного региона. Прежде всего, в глаза бросается некоторая несогласованность в отношении Южной Азии.  Существует большой разброс мнений и в отношении Тихоокеанской Латинской Америки (ТЛА). Среди ученых США больше сторонников включают Тихоокеанскую-Латинскую Америку  в АТР, по-видимому из политических причин.

            Среди ученых Японии также нет единства в определении АТР, хотя во многих работах отсутствует Южная Азия, а особенность китайского подхода заключается в том, что при использовании термина АТР, в него включают Юго-Восточную Азию, Южную Азию, Северо -Восточную Азию, Австралию, Океанию и Новую Зеландию, но не включают Тихоокеанскую-Латинскую Америку. Что касается подхода советских ученых, то в СССР существует множество книг и статей по АТР в конце 70-х и особенно в 80-х годах, авторы которых не задавались вопросом определения термина АТР. В результате возник аналогичный хаос у отечественных ученых в их представлениях на регион, как и у их западных коллег.

Включение той или иной страны в АТР в работах российских авторов зависело от политических соображений, связанных  главным образом с вопросами безопасности. Этой причиной объясняется включение в регион Южной Азии, где для Советского Союза были очень важны отношения с Индией и Афганистаном. Такое частое упоминание южной части Тихого океана указывает на особое отношение Москвы к данному региону, где шла “борьба” за независимость, безопасность и мир против “империализма”.

Как мы видим, не существует единого понятия Азиатско-Тихоокеанского региона ни с географической, ни с политической, ни с социально-экономической точек зрения. Основная сложность связана с определением географических рамок региона, а именно с включением стран Северной и Тихоокеанской Латинской Америки, имеющих выход в Тихий Океан. Чаще всего можно встретить понятие Тихоокеанское кольцо, охватывающее все страны и территории,  омываемые водами Тихого океана ( в том числе американские). В то же время есть и узкое понятие АТР, в которое включены только азиатские страны – Северо-Восточной и Юго-Восточной  Азии. В связи с таким разнообразием трактовки Азиатско-Тихоокеанского региона очень сложно выявить какие все-таки территории входят в данный регион и каково состояние интеграционных процессов. Таким образом, можно считать, что в АТР входят такие интеграционные группировки как АСЕАН, НАФТА, МЕРКОСУР, Андское сообщество и  СНГ.

Использование того или иного подхода к трактовке Азиатско-Тихоокеанского региона диктуется предметом конкретного анализа и исследовательскими задачами. В соответствии с действующей Концепцией внешней политики Российской Федерации Азиатско-Тихоокеанский регион сформирован тремя субрегионами: Северо-Восточная Азия, Юго-Восточная Азия, Южная Азия и южная часть Тихого океана. Для меня считается целесообразным трактовать понятие Азиатско-Тихоокеанский региона с учетом членства тех или иных государств и территорий в Форуме Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (это 21 страна и территория Восточной Азии, Северной Америки, Океании, Тихоокеанской  Латинской Америки, а также Российская федерация). Таким образом, можно считать, что в Азиатско-Тихоокеанский регион сосредоточены следующие интеграционные группировки и международные организации, в том числе Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и участники крупных организаций: Содружество Независимых Государств (СНГ), Андского сообщества,  Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), БРИКС, G-20, G-7.

Особенностью интеграционной обстановки в АТР является то, что здесь отсутствует наднациональная структура типа ЕС. В АТР существует разделение региона на нескольких уровнях – это страны азиатского региона и Северная Америка. Взаимодействие азиатских стран осуществляется на трех уровнях. Во-первых, на уровне форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС, APEC – Asia-Pacific Economic Cooperation). Можно сказать, что это своего рода мягкий тип интеграции, подходящий для АТР, который является очень разноплановым и специфическим регионом. Принятие решений на основе консенсуса и на добровольной основе дает странам, столь различных по экономическому потенциалу, культурным и историческим особенностям, возможность к дальнейшей интеграции.

Во-вторых, это уровень субрегиональных интеграционных группировок – таких как АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии), учрежденная в 1967 году с целью содействовать социально-экономическому развитию стран-членов, проведению научно-исследовательских работ, сотрудничеству в промышленности и сельском хозяйстве. На сегодняшний день усилия Ассоциации сосредоточены на поддержание региональной безопасности и стимулировании экономического сотрудничества в регионе. Сегодня АСЕАН подписывает соглашения о создании зоны свободной торговли с отдельными странами: Японией,  Южной Кореей и Китаем. В рамках АСЕАН действует договор о свободной торговле между странами-членами Зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА). С 2008 года Япония имеет договор о свободной торговле с блоком АСЕАН, с 2010 года – Австралия, Индия, Китай, Корея, Новая Зеландия. Вопросы экономического сотрудничества также осуществляются в рамках форумов АСЕАН+3 (Китай, Корея, Япония) и АСЕАН+6 (Австралия, Индия, Китай, Корея, Новая Зеландия, Япония). Премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао выдвинул  инициативу  по  дальнейшему укреплению сотрудничества в этом формате. «Мы нашли путь развития, – отметил премьер, соответствующий реалиям стран АСЕАН и надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество в формате «10 плюс 3». Нам необходимо совместно противостоять кризисам и вызовам, способствовать сбалансированному и устойчивому развитию в регионе» [1].

И, наконец, третий уровень интеграции – это уровень двусторонних отношений (например, зона свободной торговли Япония-Сингапур или переговоры о таможенном союзе Южной Кореи и Японии).

Что касается Северной Америки, то здесь ритм задается США.Сильнейшая держава региона, Китай продолжает отстаивать принципиальную позицию в отношении Тайваня, и за исключением Тайваня в отношениях США и Китая нет пунктов, по которым может возникнуть противостояние [2], т.е. Китай положительно относится к американским интеграционным инициативам. В данной части региона взаимодействие происходит главным образом  посредством Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА). Соглашение между США, Канадой и Мексикой вступило в силу с 1 января 1994 года. Анализ данного соглашения, а так же последствия его принятия дают понять, что целью его было создания единого континентального рынка для свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Можно сказать, что данная цель была достигнута и наибольшую выгоду от этого получили США.

Азиатско-Тихоокеанский регион в течение последнего времени стал играть огромную роль в мировой политике. Ученые и исследователи делают различные прогнозы о том, по какому сценарию будет происходить дальнейшая интеграция, какие страны будут играть ведущую роль в Восточной и Юго-Восточной Азии, ведь данный регион демонстрирует небывалые темпы экономического роста со второй половины XX в. Сегодня можно наблюдать пеструю картину различных интеграционных образований в данном регионе. Отдельные страны заключают двусторонние соглашения различного характера сразу с несколькими партнерами, что создает путаницу в происходящих политических процессах. В связи с этим многие аналитики задаются вопросом: как долго продлится это фрагментарное состояние, и когда азиатские интеграционные объединения приобретут более определенные очертания.

Одно из наиболее интересных исследований в данной области принадлежит Дэвиду Шамбо. Он предлагает несколько версий, по которым возможно дальнейшее институциональное развитие в Восточной Азии, и убедительно аргументирует, почему тот или иной сценарий маловероятен. По мнению Д. Шамбо, теоретически возможны следующие варианты:

1)         доминирование одной державы, соперничество крупных держав;

2)         «модель спиц и колеса»;

3)         «концерт великих держав»;

4)         комплексная взаимозависимость, которая будет являться следствием глобализации и возрастающей комплементарности национальных экономик.

В итоге Дэвид Шамбо приходит к выводу, что «скорее всего, это будет смешанная система, сочетающая в себе элементы нескольких моделей: “модели спиц и колеса”, Он предполагает, что это будет институционализированное сообщество с комплексной взаимозависимостью, а на заднем плане будет вырисовываться система баланса сил». С момента написания данного исследования прошло несколько лет, в течение которых произошли значительные изменения в системе международных отношений как в Азиатско-Тихоокеанском регионе, так и в мире в целом. Сейчас можно сказать, что из предсказанного Дэвидом Шамбо уже стало реальностью, а что может сбыться уже в ближайшее время.

На сегодняшний день достижение Богорских целей о создании Зоны свободной торговли в АТР и идея создания “сообщества АТР”, впервые выдвинутая премьер-министром Австралии Кевин Радд в июне 2008 года, из-за различий во многих аспектах и различных реальных вызовов между странами данного региона, в определенной степени обладают оттенками идеализма, отражая долгосрочную перспективу в рамках Азиатско-Тихоокеанского региона. Как показывают различные анализы экспертов, в экономике и торговле стран Азиатско-Тихоокеанского региона существует взаимозависимость, есть практические потребности в различных областях сотрудничества [3, 4]. Интеграция АТР неизбежно будет весьма сложным процессом и является долгосрочной перспективой. Тем не менее, очень важно ухватить возможности для сотрудничества и совместно преодолеть реальные препятствия.


Библиографический список
  1. Гурулева Т.Л., Ширяева О.А., Скрипкарь М.В. Взаимодействие Китая с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии (тезисы)//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 4. С. 146.
  2. Седунов А.М., Гурулева Т.Л., Скрипкарь М.В. США во внешнеполитической стратегии Китая // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 8-3. С. 175-176.
  3. Тимофеева М.Л., Гурулева Т.Л., Скрипкарь М.В. Отношения Китая с Корейской народной демократической республикой//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 8-3. С. 176.
  4. Бронников А.Н., Гурулева Т.Л., Скрипкарь М.В. Вопросы обеспечения энергетической безопасности в странах АТР//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 8-3. С. 175.


Все статьи автора «lantsova»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: